Содержание материала

Масляные преобразовательные трансформаторы мощностью до 8000 кВ-А выполняют с естественным охлаждением вида М (рис. 2.40), а в трансформаторах больших мощностей, как правило, применяют принудительную циркуляцию воздуха — дутьевое охлаждение вида Д. В некоторых случаях в целях уменьшения размеров установки применяют более эффективные системы охлаждения трансформаторов: систему ДЦ с принудительной циркуляцией масла через охладитель, обдуваемый вентиляторами, либо систему Ц с принудительной циркуляцией воды и масла через маслоохладитель — масловодяное охлаждение. Последняя система охлаждения наиболее часто применяется в совмещенных конструкциях «трансформатор — выпрямитель».


Рис. 2.41. Одинарный радиатор

 


Рис. 2.42. Двойной радиатор

Для увеличения теплоотдающей поверхности баков трансформаторы с системами охлаждения М и Д снабжают пристроенными радиаторами съемной конструкции. Их подсоединяют к баку с помощью фланцевых патрубков через плоские краны. Применяют две модификации радиаторов: одинарные (рис. 2.41) и двойные (рис. 2.42), которые изготовляют из овальных прямых стальных труб с сечением 72 х 22 мм или круглых труб диаметром 30 мм, вваренных в стенки коробчатых коллекторов. В табл. 2.9 приведены параметры серийно изготовляемых радиаторов из овальных труб. При дутьевой системе охлаждения Д применяют только двойные радиаторы и каждый из них индивидуально охлаждают двумя осевыми четырехлопастными вентиляторами мощностью 200 Вт, расположенными в межтрубном пространстве.
В системе охлаждения ДЦ нагретое трансформаторное масло перекачивают насосом из верхней части бака в охладитель, после охлаждения масло возвращается в нижнюю часть бака. Охладитель, как правило, изготовляют из алюминиевых трубок с оребрением и обдувают двумя вентиляторами. В качестве маслонасосов применяют бессальниковые герметические насосы типа Т. В ПТ обычно применяют выносной вариант системы охлаждения, при котором охладители, снабженные каретками продольного или поперечного передвижения, устанавливаются на фундаменте отдельно от трансформатора. Навесная система, при которой охладители размещаются по периметру бака, применяется реже, в основном для трансформаторов сравнительно небольшой мощности.

Наиболее эффективную систему охлаждения Ц применяют при наличии на преобразовательной подстанции воды соответствующего качества только для трансформаторов внутренней установки. Нагретое трансформаторное масло из верхней части бака перекачивают бессальниковыми герметичными электронасосами через масляную полость маслоохладителей, охлаждаемых протекающей в латунных или никелевых трубках водой. Охлаждающая вода не должна содержать механических примесей, содержание солей не должно превышать 300 мг/дм3, а суммарное содержание аммиака, сероводорода, нитритов и других компонентов (стоки) должно быть не более 1 мг/дм3. Температура охлаждающей воды не должна превышать 30— 33° С, ее давление на входе в охладители должно быть не более 0,3 · 105 Па. Для предотвращения попадания воды в трансформаторное масло необходимо во всех режимах работы обеспечить превышение давления масла на выходе из маслоохладителя над давлением воды на входе в охладитель не менее чем на 0,2х105 Па. Регулирование расхода масла и воды осуществляется запорными устройствами на входе охлажденного масла в бак и на входе воды в охладители. Давление воды на входе устанавливают минимально необходимым для преодоления суммы гидродинамического и статического сопротивления водяного тракта маслоохладителя и получения требуемого расхода. Вода сливается из охладителя открытой струей, чем обеспечивается нулевое значение давления воды на выходе из охладителя.
Таблица 2.9

Рис. 2.43. Выносная система охлаждения Ц: 1 — электронасос; 2 — маслоохладитель; 3 — электродвигательный привод задвижки водяной системы; 4 — вентиль; 5 — масляный фильтр; 6 — тележка

Системы охлаждения Ц также выполняют двух модификаций: навесной и выносной. При навесной системе все элементы монтируют на баке трансформатора, при выносной системе (рис. 2.43) маслоохладители, запорные и контрольно-измерительные устройства размещают на специальной тележке с катками, которую устанавливают на рельсах непосредственно около трансформатора.
В ПТ типовой мощностью до 80 МВ А применяют унифицированные конструктивные решения с двумя, тремя и четырьмя маслоохладителями     типов Ц-63, Ц-100 и Ц-160 и электронасосами типов Т-16 и Т-63, причем один маслоохладитель и один насос являются резервными.
Системы охлаждения ДЦ и Ц, так же как и в трансформаторах общего назначения, снабжают силикагелевыми абсорбционными фильтрами для химической очистки и регенерации масла, а в выносных модификациях — также масляными фильтрами для механической очистки от волокон и других твердых частиц охлажденного масла на входе в бак трансформатора.