Содержание материала

Конструкция обмоток трансформаторов должна обеспечить заданное число фаз схемы преобразования, заданные аварийные токи, надежную работу при нагрузочных и аварийных режимах, характерных для преобразовательной установки. В связи со значительными усилиями, возникающими при пробоях вентилей, перекрытиях в преобразовательных секциях и КЗ в отдельных частях ВО, конструкция обмоток трансформаторов должна иметь высокую механическую прочность. Конструкцию обмоток и их крепление выбирают на основании расчетов и результатов электродинамических испытаний, при этом необходимо обеспечивать высокую электрическую прочность главной и продольной изоляций обмоток в соответствии со значениями испытательных напряжений, приведенными в гл. 1.
При выборе формы сечения провода руководствуются необходимостью обеспечить максимальную устойчивость проводника при приемлемой технологичности намотки.
Остов трансформатора
Рис. 2.6. Остов трансформатора

Отношение высоты проводника к его ширине рекомендуется принимать в пределах 2,5—4, в редких случаях оно может достигать 5—6. Механическая прочность обеспечивается применением жестких опор в виде бумажно-бакелитовых, стеклоэпоксидных и других цилиндров, а также размещением определенного числа реек и бандажей. В непрерывных дисковых и винтовых обмотках число реек для крепления прокладок, образующих горизонтальные каналы, выбирают максимально допустимым по условиям нагрева, но так, чтобы расстояние между прокладками было не меньше указанного в табл. 2.4. При меньших расстояниях между прокладками усложняется технология выполнения внутренних переходов между катушками и возможны повреждения изоляции переходов при опрессовке обмоток. Нужного расстояния между прокладками добиваются выбором не только числа реек, но и ширины прокладок, которая унифицирована и равна 40 и 50 мм. Для уменьшения радиальных усилий, сжимающих обмотку, применяют «холостые» промежуточные рейки, на которые прокладки, образующие каналы, не устанавливаются (рис. 2.7). На всех обмотках прокладки дополнительно крепят с помощью наружных реек или полос из картона. Это повышает жесткость и устойчивость всего столба прокладок, ограничивает их горизонтальное смещение, благодаря чему повышается механическая прочность обмотки.


Рис. 2.7. Крепление обмоток рейками и бандажами:
1 — обмотка внутренняя; 2- обмотка средняя; 3— обмотка наружная; 4 — промежуточные рейки; 5 бандажи; 6 — основные изоляционные прокладки; 7 — «холостые» рейки; 8— дополнительные изоляционные прокладки

Механическую прочность обмоток увеличивают также путем бандажировки с помощью 8— 10 слоев стеклоленты шириной 20 мм. Эти бандажи накладывают по высоте обмотки равномерно с расстоянием между бандажами примерно 80— 300 мм либо устанавливают в местах повышенных усилий: на стыке частей обмоток, на катушках с большим неравномерным токораспределением при аварийных режимах, в местах вывода концов обмоток. Особенно эффективны бандажи, накладываемые на изоляционные стержни (рейки), которые устанавливают в промежутках между прокладками и образуют каналы в непрерывных и винтовых обмотках [2.4]. Эти изоляционные стержни примыкают непосредственно к наружным виткам обмотки и закрепляются между соседними проводниками одной из катушек (рис. 2.8) с помощью гибкой ленты либо с помощью прокладок, надеваемых на изоляционные стержни и свободно перемещающихся в каналах обмотки (рис. 2.7). Для обмоток внутренних концентров бандажи целесообразно размещать в пазах изоляционных стержней, что позволяет улучшить фиксацию обмоток, повысить технологичность сборочных работ при насадке обмоток (рис. 2.7).

Осевой размер провода без изоляции, мм

Минимальное расстояние между прокладками, мм

Осевой размер провода без изоляции, мм

Минимальное расстояние между прокладками, мм

Один переход между прокладками

Два перехода между прокладками

Один переход между прокладками

Два перехода между прокладками

15

80

115

7,5

59

83

14

78

110

7,1

57

81

13,2

76

106

6,7

56

79

12,5

74

103

6,3

53

76

11,8

73

101

6

52

75

11,2

71

99

5,6

51

73

10,6

68

96

5,3

49

72

10

67

94

5

48

69

9,5

66

92

4,75

47

68

9

64

90

4,5

46

67

8,5

62

87

4,25

45

64

8

60

85

4

43

62

Для уменьшения осевой усадки обмоток прокладки изготовляют из малоусадочного, предварительно специально обработанного электро технического картона путем обжима на специальных вальцах или прессования при давлении (2,5— 4)·107 Па и температуре 100 С. Перед применением прокладки сушат, пропитывают меламиноглифталевым лаком и запекают.
После намотки обмотки стягивают в специальных приспособлениях, сушат в вакуум-сушильных шкафах, а затем дополнительно прессуют гидравлическими прессами при давлении на рабочую площадь (4—5)х106Па. В запрессованном виде обмотки пропитывают меламиноглифталевым лаком и запекают. Пропитка лаком обеспечивает монолитность обмотки и повышает ее механическую прочность.

Рис. 2.8. Крепление обмоток бандажами в местах повышенных усилий:
1 — обмотка; 2 — гибкая лента; 3— изоляционный стержень; 4 — бандаж


Рис. 2.9. Двухходовая непрерывная обмотка


Рис. 2.10. Непрерывная обмотка с большим числом параллельных проводов

Однако пропитка несколько снижает изоляционные характеристики и усложняет технологию производства. Поэтому разработана технология изготовления обмоток без пропитки лаками. Обмотки сушат под давлением, которое к концу процесса сушки не должно быть больше (2—2,5)·106 Па. После сушки крепления дополнительно затягивают и до насадки на магнитопровод обмотки хранят ограниченное время.