Общие технические требования
Безрельсовая транспортировка трансформаторов осуществляется специализированными организациями. Для обеспечения сохранности трансформаторов в период перевозки необходимо выполнять нижеописанные общие технические требования по безрельсовому транспортированию трансформаторов.
Грузоподъемность и механическая прочность транспортного средства должны соответствовать расчетным нагрузкам, т. е. транспортной массе с учетом возникающих при транспортировке дополнительных нагрузок. База (расстояние между крайними точками опоры на грунт по оси движения) и колея (расстояние между крайними точками опоры на грунт по оси, перпендикулярной направлению движения) транспортного средства должны быть достаточными для обеспечения необходимого запаса устойчивости системы трансформатор — транспортное средство, при воздействии на нее расчетных нагрузок. Размеры грузовой платформы транспортного средства должны допускать свободную установку на нее трансформатора в транспортном состоянии. Между дном трансформатора и платформой должны быть проложены деревянные брусья.
Платформа должна быть достаточно жесткой и обеспечивать равномерное распределение массы трансформатора как между отдельными выложенными на ней опорными деревянными брусами, так и по длине каждого бруса. Количество брусьев, прокладываемых на платформе для установки на них трансформатора ( места их расположения под днищем трансформатора указывают в чертеже завода-изготовителя «Установка и крепление трансформатора на железнодорожном транспортере (платформе)». Если таких указаний нет, брусья прокладывают по малой оси трансформатора в местах крепления кареток, количество их должно быть равным числу пар кареток. После погрузки брусья должны выступать за днище на 100—150 мм. Высота бруса должна обеспечивать зазор между элементами бака трансформатора и платформы не менее 15 мм. Отношение ширины бруса к его высоте должно быть не менее 2.
На платформе трансформатор необходимо устанавливать таким образом, чтобы его большая ось совпадала с направлением движения, а расположение .центра тяжести трансформатора на платформе позволяло обеспечивать но возможности равные значения коэффициента запаса устойчивости системы трансформатор — транспортное средство во взаимно противоположных направлениях. Коэффициент запаса устойчивости следует принимать не менее 1,5.
Схема крепления трансформатора на платформе выполняется аналогично креплению трансформатора на железнодорожном подвижном составе. Во всех случаях крепление трансформатора следует производить за предусмотренные для этого устройства на баке. Крепление трансформатора должно быть рассчитано на возникающие в процессе транспортировки воздействия при наиболее неблагоприятном их сочетании.
Средства тяги и торможения, скорости и ускорения, наклоны при транспортировке определяются значением допустимых при этом нагрузок на трансформатор, которые должны быть не более: в продольном направлении 20% транспортной массы трансформатора, а при отсутствии боковых нагрузок 50%; в поперечном и вертикальном направлении соответственно 23 и 30% транспортной массы трансформатора.
Перевозка трансформаторов на автотрайлерах и прицепах
Тип трайлера выбирается в зависимости от транспортных габаритных размеров и массы трансформатора. Трайлер в процессе перевозки не должен быть перегружен. Крепление трансформатора на трайлере рассчитывают и выполняют с учетом воздействия при его перевозке наибольших дополнительных нагрузок.
Трайлер 4МЗАП5540 предназначен для перевозки тяжеловесных грузов по горным дорогам. Правила установки трансформатора на трайлер оговорены специальными инструкциями.
Погруженный на трайлер трансформатор транспортируют к месту установки при помощи автотягачей. Количество тягачей для перевозки трансформатора определяют по значению необходимого тягового усилия. Требуемое тяговое усилие рассчитывают по самым худшим условиям перевозки трансформаторов.
Перевозка трансформаторов на трайлере (прицепе) производится по дорогам, имеющим твердое покрытие в виде асфальта, бетона и т. д. Трасса транспортировки должна быть ровной, не иметь значительных уклонов (более 15%) и крутых поворотов. Имеющиеся на трассе сооружения (мосты, насыпи и др.) должны быть рассчитаны на грузоподъемность массы автопоезда. Следует иметь в виду, что имеющиеся на трассе неровности могут привести к неравномерной нагрузке на колеса трайлера и вызвать его поломку, поэтому перед транспортировкой трассу тщательно подготавливают. Имеющиеся на трассе выбоины и повреждения засыпают щебнем и укатывают катками. Не рассчитанные на требуемую для перевозки трансформатора грузоподъемность сооружения должны быть усилены. К началу перевозки должен быть решен вопрос проезда через имеющиеся на трассе и препятствующие движению автопоезда сооружения и коммуникации (высоковольтные линии, водо- и газопроводы и др.). Этот вопрос решается совместно с организациями, в чьем ведении находятся эти сооружения.
Для перевозки крупногабаритных трансформаторов разрабатывают проект организации работ (ПОР), в котором указывается согласованное с МПС место разгрузки трансформатора с железнодорожного транспорта, приводятся выполненные технические расчеты схемы перевозки, согласованные с местными органами власти и организациями, в ведении которых находятся расположенные на трассе сооружения. Составляют смету стоимости производства работ.
На основании ПОР организация, которой поручена перевозка трансформатора, разрабатывает проект производства работ (ППР). В ППР производят расчет необходимых тяговых усилий и выбор типа и количества тягачей, приводят подробную характеристику трассы, разрабатывают способы прохождения различных участков пути, определяют состав и квалификацию бригады, приводят перечень необходимых механизмов, оборудования и материалов, дают указания по соблюдению техники безопасности при транспортировке. В ППР также разрабатывают способы разгрузки и погрузки трансформатора.
Для перевозки трансформатора назначают ответственного руководителя из числа инженерно-технических работников, который в своей деятельности руководствуется ПОР и ППР.
Если масса трансформатора с маслом больше грузоподъемности автотрайлера, то на время перевозки допускаются слив масла в чистую емкость и заполнение трансформатора сухим азотом. При этом необходимо принять меры по обеспечению герметичности трансформатора на все время перевозки.
Перед началом перевозки производят профилактический осмотр подвижного состава, устанавливают правила подачи сигналов при движении. Все операции по перемещению трансформатора производят по сигналам ответственного за перевозку либо лица, им уполномоченного. Аварийную остановку производят немедленно по сигналу любого члена бригады, производящей перевозку.
В процессе транспортировки делают периодические остановки для осмотра состояния трайлера, положения на нем трансформатора, проверки состояния узлов крепления тягачей. При длительных остановках площадку трайлера опускают на специальные упоры или шпальную выкладку для уменьшения нагрузки на баллоны и рессорную часть.
На рисунке 1 показан автопоезд при перевозке трансформатора по горизонтальным участкам и на подъемах. При спусках схему изменяют: впереди ставят один тягач, два других располагают последовательно сзади для торможения. Перед проездом через имеющиеся на трассе мосты, грузоподъемность которых соизмерима с массой автопоезда, производят рассредоточение груза путем удаления тягачей от трайлера и друг от друга на 8—10 м.
9 1 2 3 4 А 5 6 7 8 9 7
А — ось трансформатора и трайлера; ЦТ — центр тяжести; 1 — толкач; 2 — кабина оператора; 3 — брус деревянный; 4 — трансформатор; 5 — растяжка; 6 — автотрайлер; 7 — тягач; 8 — дышло; 9 — балласт
Рисунок 1 - Схема транспортировки мощного трансформатора на авто-трайлере
Тягачи соединены с трайлером при помощи жесткой сцепки. Скорость движения автопоезда на горизонтальных участках трассы не должна превышать 8 км/ч, на спусках и подъемах 3 км/ч, через мосты и другие сооружения 0,5 км/ч.
Особенности транспортировки трансформаторов на санных прицепах
Транспортировка трансформаторов на санных прицепах является наиболее трудоемкой и опасной из всех применяемых в настоящее время способов безрельсовой перевозки трансформаторов. Она применяется в случаях отсутствия требуемых для перевозки трансформатора автотрайлером дорог.
Сани изготовляют из листов толстолистовой стали (15—20 мм), на которые для жесткости приваривают раму. Трансформатор устанавливают на шпалы, проложенные поперек рамы, и закрепляют при помощи проволочных растяжек. Дно трансформатора закрепляют стяжками за проушины, приваренные к саням, а верх — при помощи крестообразно располагаемых растяжек. При перевозке на дальние расстояния на санях приваривают специальные упоры, чтобы предотвратить смещение трансформатора. Перед производством работ разрабатываются ПОР и ППР, в которых отражены те же вопросы, которые возникают при организации работ по перевозке трансформаторов автотрайлерами.
Из-за большого коэффициента трения для перевозки мощных трансформаторов требуется значительное тяговое усилие. Это вызывает необходимость применения значительного количества тягачей, различных схем их зацепления. В качестве тягачей обычно применяют тракторы С-100, последовательно соединенные между собой. Для прохождения участков пути с большим трением применяют схемы с двумя шестиниточными полиспастами. При этом в качестве якоря используют бульдозеры С-100.
В связи с большой массой подвижного состава и возникающими в процессе транспортировки значительными нагрузками на дорожные покрытия трассу выбирают таким образом, чтобы она не проходила через населенные пункты, мосты и другие сооружения и коммуникации. На трассе не должно быть оврагов и значительных уклонов и подъемов (более 15%), а также участков с интенсивным движением транспорта. При переезде через железнодорожные переезды, шоссе с твердым покрытием и другие коммуникации принимаются меры по обеспечению их сохранности. При спусках обязательно предусматривается торможение состава тягачами, жестко сцепляемыми с санями.
В зимнее время при длительных остановках сани примерзают к грунту, что значительно увеличивает необходимое для трогания усилие. В этих случаях для «отрыва» применяют гидродомкраты либо при помощи трактора под всей опорной площадью саней протаскивают трос. В гололед перевозка не допускается.