Транспортирование трансформаторов от места разгрузки к месту монтажа производится на автомашинах, прицепах-тяжеловозах и санях. Перевозка трансформаторов волоком или на металлическом листе запрещается.
Транспортные средства, применяемые для перевозки трансформаторов, должны иметь горизонтальную грузовую платформу, допускающую свободную установку на ней трансформатора. При расположении трансформатора на транспортном средстве большая ось трансформатора должна совпадать с направлением движения. При установке трансформатора на транспортное средство необходимо учитывать расположение вводов на трансформаторе для исключения последующего разворота перед установкой на подстанции.
Демонтированные узлы и детали могут транспортироваться вместе с трансформатором, если это позволяет грузоподъемность транспортного средства и если при этом не нарушаются требования, предъявляемые к транспортированию собственно трансформатора и его узлов.
Грузоподъемность транспортного средства должна быть не менее массы трансформатора и его элементов в случае транспортирования их вместе с трансформатором. Не допускается приложение тяговых, тормозных или каких-либо других видов усилий к элементам конструкции трансформатора при транспортировании их. Рекомендуемые схемы расположения трансформаторов, способы крепления их на транспортном средстве и виды транспортных средств для перевозки трансформаторов от места разгрузки до места монтажа приведены на рис. 2—5 и в табл. 2.
Рис. 2. Схема установки и крепления трансформаторов на автомобилях и полуприцепах.
После выбора схемы установки и крепления трансформатора следует провести проверочный расчет согласно. «Инструкции по транспортированию силовых трансформаторов до 110 кВ включительно безрельсовыми видами транспорта». Между основанием трансформатора и платформой транспортера прокладываются деревянные брусья, очищенные от грязи, льда, снега, смазки и т. д. Концы брусьев должны выступать за основание трансформатора на длину 100—150 мм. Платформа в местах установки брусьев также очищается от грязи, льда, снега, смазки и т. д.
* Коэффициент запаса устойчивости трансформатора от опрокидывания и сдвига должен быть не менее 1,25.
Таблица 2
Параметры транспортных средств для перевозки трансформаторов
Масса тран- сфор- матора, т | Тип транспор- | Грузо- | Номер рисунка установки и крепления трансформатора | Крепление трансформатора на транспортном средстве | |||
Количество нитей из проволоки диаметром 6 мм не менее | Диаметр каната не менее, мм | Калибр цепи | Типо- | ||||
До 10 | Автомобили КРАЗ-219 или КРАЗ-257 | 12 | 2 | 4 | 8,5 | 00 | 2,1 |
Свыше 10 до 20 | Полуприцеп КРАЗ-221Б или КРАЗ-258 Прицеп 4МЗАП-5523 или Т-151 | 30 20 | 3 | 6 | 9,0-11,5 | 11 | 3,5 |
Свыше 20 до 40 | Прицеп 4МЗАП-5208 или УКБ-40 | 40 |
| 8 | 11,5— 13,5 | 13 | 6,0 |
Свыше 40 до 60 | Прицеп 4ТП-60 | 60 |
| 10 | 13,5— 15,0 | 17 | 9,0 |
Сани | 5 |
|
|
|
| ||
Свыше 60 до 120 | Прицеп 4МЗАП-5530 | 120 | 3 | 14 | 15,0— 18,0 | 19 | 14,0 |
| Сани |
| 5 |
|
|
|
|
Брусья и поверхность платформы в местах опирания брусьев покрываются слоем сухого песка толщиной 0,5—1 мм. Количество брусьев и места их расположения под основанием трансформатора выбираются в соответствии с чертежами предприятия-изготовителя «Установка и крепление трансформатора на железнодорожном транспорте».
После установки трансформатора на транспортном средстве на трансформаторе и на полу платформы транспортного средства следует нанести несмываемой краской контрольные полосы для определения наличия смещения в продольном и поперечном направлениях после транспортирования.
Рис. 3. Схема установки и крепления трансформаторов на трайлере (прицепе).
Рис. 4. Схема установки и крепления трансформаторов на трайлере (прицепе) при расположении узлов крепления ниже центра тяжести.
Рис. 5. Схема установки и крепления трансформаторов на специальных санях.
В качестве тягачей при транспортировании трансформаторов, установленных на прицепах-тяжеловозах, могут служить автомобили КРАЗ-219 или КРАЗ-257 без дополнительного балласта или с дополнительным балластом в кузове для увеличения тяговой силы на колесах. В качестве тягачей для транспортирования трансформаторов, установленных на санях, применяются тракторы ДЭТ-250 или другие, равнозначные по тяговому усилию. При этом для транспортирования трансформаторов до 60 т требуются один-два трактора в зависимости от характеристики дорог, для транспортирования трансформаторов свыше 60 до 120 т — три-четыре трактора.
Таблица 3
Допускаемые скорости транспортирования трансформаторов
Транспортное средство | Допускаемые скорости, км/ч | ||
на прямом участке | на кривых участках | на спусках более У | |
Автомобили | 40 | 20 | 10 |
Прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью, тс: |
|
|
|
|
|
| |
20 | 15 | 8 | 6 |
40 | 12 | 6 | 5 |
60 | 10 | 5 | 5 |
120 | 8 | 4 | 5 |
Сани | 5 | 3 | 3 |
Трасса транспортирования должна быть согласована с местными дорожно-эксплуатационными организациями. Ширина проезжей части должна быть не менее 4,5 м.
Продольные уклоны проезжей части должны быть не более 6°л для участков протяженностью до 0,5 км — 7°; поперечные уклоны не более 2,5°, на виражах 3,5°.
Допускаемые скорости движения транспортных средств при транспортировании трансформаторов приведены в табл. 3.
Минимальные радиусы кривых проезжей части в плане для автомашин и прицепов-тяжеловозов — 30 м, для саней—10 м. Разгрузка и погрузка трансформаторов и установка на каретки (катки) производятся так же.