Подлежащие капитальному ремонту трансформаторы I—II габаритов отсоединяют от сети, с помощью автокрана грузят на автомобиль и транспортируют на ремонтный завод или в ближайшую мастерскую.
Трансформаторы III габарита и выше доставляют к месту ремонта на специальных автомобильных прицепах-трайлерах или железнодорожных платформах. При ремонте крупных трансформаторов в трансформаторных башнях подстанций или машинных залах станций перед транспортированием с помощью автокранов демонтируют расширитель, систему охлаждения и другие навесные устройства, имеющие сравнительно большие размеры и массу. Трансформатор на ремонтную площадку перекатывают по рельсовой колее 7 с помощью механизированной самоходной тележки 2 (рис. 1, а) и полиспаста, собранного из роликовых блоков 5 и стального каната 4. Один блок полиспаста крюком зацепляют за скобу трансформатора 6, второй крепят к тележке 2, установленной на тех же рельсах, что и трансформатор, на расстоянии от трансформатора, равном длине полиспаста в растянутом виде. Тележку специальными захватами 1 крепят к рельсам. Закрепив тяговый (свободный) конец каната на барабане электролебедки 5, установленной на тележке, гибким кабелем подают напряжение на электродвигатель лебедки. Канат, наматываясь на вращающийся барабан лебедки, подтягивает трансформатор к тележке. Далее раскрепляют захваты катков и включением электропривода самой тележки перемещают ее на следующую дистанцию вытянутого полиспаста, растягивая при этом его на всю длину. Вторично крепят захватами тележку к рельсам и повторяют операцию до перемещения трансформатора на место его ремонта.
Рис. 1. Механизация перекатки трансформатора на ремонтную площадку:
а — по прямой колее, б — с поворотом на перекрестке
Обычно при перекатке трансформатора с фундамента на ремонтную площадку приходится переходить через перекрестки рельс. В этом случае применяют схему транспортирования, изображенную на рис. 1, б. Неподвижный блок 5 полиспаста и оттяжку 9 закрепляют на якорях 8. Трансформатор перекатывают до перекрестка колеи и останавливают в тот момент, когда оси катков кареток совпадают с перекрестком осей продольных и поперечных рельсов 7. Затем с помощью гидродомкратов трансформатор приподнимают и катки кареток разворачивают на 90°. Одновременно разворачивают (переставляют) специальные стальные вкладыши, устанавливая их в зазоры рельсов на стыках перекрестка, в направлении перекатки. Поднимают трансформатор двумя домкратами за два приема. Не рекомендуется поднимать трансформатор и переставлять сразу четыре катка, так как при этом трудно обеспечить одинаковую опору домкратов. Домкраты разрешается упирать только в местах, отведенных для них на баке.
После разворота и закрепления кареток крепление подвижного блока полиспаста переносят на широкую сторону трансформатора, а неподвижный блок крепят к раме электролебедки. Оттяжной блок снимают. С помощью самохода перемещают тележку вместе с электролебедкой и вытягивают ветви полиспаста. На новом направлении катки тележки крепят к рельсам и перекатывают трансформатор, как было указано ранее.
Самоходные тележки обычно оснащены электролебедкой грузоподъемностью 5 т; в зависимости от массы трансформатора для полиспастов применяют двух- и трехроликовые блоки и стальной канат 0 20—22 мм. Там, где нет самоходной тележки, трансформатор перемещают трактором, применяя полиспаст с более длинным канатом. Скорость перемещения трансформатора по рельсам должна быть не более 9 м/мин.