Постоянное сокращение спроса на традиционные источники энергии, вызванное пандемией COVID-19, навсегда изменит нефтегазовую промышленность.
Единственным прибыльным видом энергии остаются возобновляемые источники, которые достаточно устойчивы, чтобы продолжать расти даже в период пандемии.
Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает, что пандемия привела к последствиям в семь раз более разрушительным, чем экономический кризис 2008/2009 годов. «Самое серьезное падение спроса на энергию со времен Второй мировой войны ведет к многократному снижению потребления нефти, газа и угля в мире».
Нефтяной сектор сокращает бюджеты на разведку и ограничивает объем добычи за первые три месяца 2020 года, особенно в канадской промышленности.
«Спад спроса на все основные виды топлива ошеломляет, особенно это касается угля, нефти и газа», - говорит исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. «Только возобновляемые источники энергии удерживаются на прежнем уровне во время снижения потребления электроэнергии. Энергетическая отрасль после этого кризиса будет значительно отличаться от той, которая была раньше».
По оценкам МЭА, в этом году доля возобновляемых источников энергии возрастет на 5%, что составит почти 30% мирового потребления электроэнергии; в то время как спрос на нефть снизится на 9%, угля - на 8%, газа - на 5%, а общей спрос на энергию - на 6%. Это эквивалент всего электропотребления в Индии, которая является третьим по величине потребителем энергии в мире, или совокупный спрос на энергию Франции, Германии, Италии и Великобритании. Ожидается, что это приведет к сокращению выбросов парниковых газов на 8%.
Рост возобновляемых источников энергии, несмотря на глобальный кризис, может «подтолкнуть» компании, работающие на ископаемом топливе, к производству более «чистой» энергии.
«Ископаемое топливо становится «сильнее», чем возобновляемые источники», - написал в Твиттере ученый-климатолог Глен Питерс (Glen Peters), старший научный сотрудник Центра международных исследований климата (CICERO) в Осло. «Когда мир восстановится, «новой нормой» будет считаться то, что возобновляемые источники энергии приводят к сокращению выбросов CO2!».
Генеральный директор Shell Бен Ван Бёрден также считает, что спрос на ископаемое топливо не сможет восстановиться полностью после окончания пандемии, и его компания готовится к переменам. «Будут изменения, и поэтому мы должны быть готовы к этому», - сказал Ван Берден, который всего полгода назад настаивал на том, что нет «другого выбора», кроме как инвестировать в «новые ископаемые проекты».
Сегодня Shell «сократила дивиденды впервые после Второй мировой войны, так как «падение нефти» привело к снижению прибыли в первом квартале на 46%». «Компания представила негативный прогноз, ссылаясь на продолжительную экономическую неопределенность, более низкие цены на сырьевые товары, более высокую волатильность и сохраняющееся падение спроса».
«Вероятно, образ жизни, который стимулирует потребление энергии (и, как следствие, выбросы ископаемого топлива), изменится из-за падения экономики», - сказал Ван Бёрден. «Мы не ожидаем восстановления цен на нефть или возобновление спроса на нашу продукцию в среднесрочной перспективе».
Будет ли когда-нибудь спрос полностью восстановлен? «Трудно сказать», - признался он. «В настоящее время мы живем в условиях неопределенности и не знаем, что будет дальше».
До пандемии «отношение менялось медленно, и мир только присматривался к более чистым формам энергии». Усиливающееся давление со стороны потребителей, правительств и инвесторов заставляло крупные нефтяные компании давать обещания по сокращению выбросов углекислого газа.
Но многие компании, в том числе Shell, «не рассматривали серьезно планы по инвестированию в чистую энергию. Теперь, когда коронавирусный кризис перекраивает весь нефтяной рынок, такие инвестиционные планы могут появиться».
Ассоциация нефтесервисов Канады заявляет, что сокращение расходов на ископаемые запасы на 7 миллиардов долларов вскоре приведет к тому, что количество скважин, пробуренных по всей стране в этом году, достигнет 49-летнего минимума. Снижение цен на нефть «лишило производителей стимулов для бурения, поскольку баррель нефти теперь может стоить меньше, чем чашка кофе», - сообщает временный генеральный директор Элизабет Аквин. «В 2020 году отмечается снижение активности на 38% по нефтяным скважинам по сравнению с 2019 годом».
По прогнозам Rystad Energy, расходы на разведку и добычу в Канаде сократятся на 41% и составят менее 21 миллиарда долларов.
На прошлой неделе компания Husky Energy из Калгари сообщила о потерях за три месяца в размере 1,7 миллиарда долларов: Cenovus Energy потеряла 1,8 миллиарда долларов, Vermillion Energy - 1,3 миллиарда долларов, Imperial Oil - 301 млн. долларов.
«Из того, что мы наблюдали в отношении спроса на продукцию в Северной Америке, стало ясно, что в этом квартале мы увидим, что спрос и предложение очень беспорядочно сталкиваются», - заявил в среду финансовым аналитикам генеральный директор Husky Роб Пибоди.
«Мы знаем, что эта пандемия пройдет, рынки восстановятся, и эталонные цены начнут возвращаться к более нормализованным уровням. Но не ясно, сколько времени это займет», - добавил президент и генеральный директор Cenovus Алекс Поурбэ.
Пока же «компании снижают заработную плату, сокращают капитальные затраты, ограничивают дивиденды и, конечно, сокращают добычу нефти». Но «если результаты первого квартала плохи, второй квартал, как ожидается, будет намного хуже. Спад последних пяти лет был слишком тяжелым для многих компаний, которые обанкротились, но нынешнее положение гораздо сложнее, и неизвестно когда ситуация улучшится».
Финансовые результаты на прошлой неделе были более «разнообразными» среди лидеров по добыче мировых ископаемых. ExxonMobil объявила о первых за последние три десятилетия квартальных убытках в 610 миллионов долларов США и сократила расходы на 10 миллиардов долларов; BP сообщила, что ее прибыль упала на две трети, до 800 миллионов долларов США; а Chevron объявила о планах по сокращению расходов на 3,6 миллиарда долларов в квартальном исчислении за счет продажи некоторых своих нефтяных и трубопроводных активов. Rystad ожидает, что доходы от глобальной разведки и добычи упадут на 1 триллион долларов в этом году по сравнению с 2019 годом; а МЭА заявляет, что некоторые нефтяные месторождения погружаются в хаос из-за быстрых темпов остановки добычи.
Меры по блокировке привели к беспрецедентному падению спроса, скорость и масштабы которого значительно превышают нормальную гибкость рыночных предложений. Даже при попытках скоординированного управления в некоторых местах происходит беспорядочное прекращение производства.
Европейские электроэнергетические компании, использующие экологически чистую энергию, гораздо лучше переживают кризис.
Энергетические компании от Ørsted A / S до Iberdrola SA сообщили о стабильных доходах за первый квартал, который был отмечен падением спроса на энергоносители и снижением цен на газ. Владение большими ветровыми и солнечными портфелями защитило эти компании от последствий кризиса.
«Существует полный консенсус в отношении того, что путь к восстановлению экономики будет «зеленым»», - заявил в среду председатель Iberdola Игнасио Галан.