Социально-экономические последствия закрытия атомных электростанций являются серьезными и долговременными. Более глубоко эти последствия ощущаются в сельских общинах, говорится в новом отчете «Сотрудничество в области закрытия атомных электростанций» в США.

АЭС Сан-Онофре
Сан-Онофре в Калифорнии выводится из эксплуатации после закрытия в 2013 году. (Фото: SCE).

Для смягчения социально-экономические последствия закрытия АЭС использовались федеральные средства под руководством Управления экономического развития США (EDA), которое является агентством Министерства торговли. Сотрудничество - некоммерческая организация США, которая описывает себя как «информационный центр по вопросам вывода из эксплуатации». Она работает с EDA в разработке передовых методов оказания помощи сообществам, пострадавшим от потери рабочих мест и налоговых поступлений в связи с закрытием атомных электростанций.

В докладе отмечается, что эксплуатация атомной электростанции приносит как минимум 400 миллионов долларов США в год для региона, а также обеспечивает рабочими местами около 1000 сотрудников. Сотрудники АЭС и их семьи укрепляют потенциал сообщества, участвуя в широком спектре гражданских, культурных и волонтерских возможностей. Таким образом, социально-экономические «волновые эффекты» закрытия завода «быстрые, серьезные и широко распространенные», при этом местные общественные службы, такие как учебные заведения и службы экстренного реагирования, как правило, значительно сокращаются.

«Эти сообщества продолжают сталкиваться с реальными трудностями», - сказал исполнительный директор по сотрудничеству в области вывода из эксплуатации ядерных установок Джим Гамильтон(Jim Hamilton).  «Многие с трудом находят возможности для восстановления».

В докладе отмечается, что многие высококвалифицированные рабочие переезжают вместе с семьями, закупка местных товаров и услуг значительно сокращается, налоговые платежи резко падают, а стоимость жилья в городе снижается. Целый ряд факторов продолжает препятствовать усилиям по восстановлению:
- хроническая нехватка ресурсов, которая препятствует усилиям сообщества по планированию и смягчению социально-экономических последствий закрытия станции; - отсутствие диалога и сотрудничества с сообществами;
- наличие отработанного ядерного топлива, которое препятствует работе по экономическому развитию и представляет собой «прочный барьер» для экономического восстановления.

«По мере вывода из эксплуатации социально-экономические последствия закрытия станции будут усиливаться», - отмечается в отчете. На национальном уровне недавно были выделены «скромные суммы» из федерального финансирования для поддержки экономического развития.

По словам Collaborative, планирование восстановления лучше всего проводить, пока АЭС еще работает. Раннее планирование экономического восстановления после закрытия на уровне сообщества, округа и региона «не ускорит» решение о закрытии станции. На федеральном уровне улучшенная координация агентств, занимающихся дополнительными исследованиями, эффективным использованием ресурсов и оказанием помощи в планировании, будет «очевидной выгодой» для принимающих сообществ.

В отчете содержится призыв к дополнительным исследованиям для понимания социально-экономических отношений между станцией и принимающим сообществом; формированию четкого понимания эффективности различных усилий в области экономического развития; повышение оценки местных альтернативных издержек, связанных с «заблокированными активами» из-за наличия на территории сообщества использованного ядерного топлива; совершенствование практики взаимодействия с населением; и изучение возможностей переориентации выведенных из эксплуатации объектов для их дальнейшего использования.