Ontario Power Generation (OPG) построит небольшой модульный реактор (SMR) GE Hitachi Nuclear Energy (GEH) BWRX-300 на своей атомной станции Дарлингтон в Кларингтоне, Онтарио. Это большое достижение для поставщика ядерного оборудования.
Площадка в Дарлингтоне, рядом с действующими реакторами CANDU OPG, является единственной площадкой в Канаде, имеющей лицензию на строительство новой атомной электростанции.
Компания OPG предпочла GE Hitachi BWRX-300 SMR вместо X-energy и Terrestrial Energy. 2 декабря коммунальная компания объявила, что будет работать с GE Hitachi над проектированием, дизайном, планированием и подготовкой лицензионных и разрешительных материалов, а также выполнение работ по подготовке площадки для SMR. Строительство первого в Канаде коммерческого сетевого SMR планируется завершить к 2028 году.
Подготовка площадки, которая будет включать «установку необходимых строительных услуг», начнется весной 2022 года после получения соответствующих разрешений. OPG также заявила, что подаст заявку в Канадскую комиссию по ядерной безопасности (CNSC) для получения лицензии на строительство SMR к концу 2022 года.
Триумф BWRX-300.
Официальный выбор компании OPG в пользу GEH свидетельствует о начале первого официального проекта GEH по строительству BWRX-300, реактора с кипящей водой мощностью 300 МВт (BWR), который запущен в 2017 году. Компания GEH из Уилмингтона, штата Северная Каролина, основана в 2007 году американским конгломератом GE и японской компанией Hitachi.
BWRX-300 - это 10-я эволюция развития технологии BWR. GE заявляет, что реактор представляет собой «простую, но наиболее инновационную конструкцию BWR с 1955 года - начала разработки этого вида ядерных реакторов». На своем веб-сайте GEH также отмечает, что конструкция основана на ESBWR поколения III + мощностью 1520 МВт, который сертифицирован NRC в 2014 году.
Краткая история разработки GE ядерной технологии BWR.
Компания GEH, сообщила, что интерес к ее технологии SMR проявляют во всем мире. «Кроме Канады, GEH заключила соглашения с коммунальными предприятиями и компаниями в США, Польше, Эстонии и Чехии для изучения возможности развертывания этой технологии». Примечательно, что GEH, совместно с компанией TerraPower, входит в состав группы по демонстрации установки натриевого быстрого реактора Natrium мощностью 500 МВт на электростанции Naughton компании PacifiCorp в штате Вайоминг. Ожидается, что этот проект будет запущен к 2028 году в соответствии с графиком программы демонстрации усовершенствованных реакторов (ARDP) Министерства энергетики (DOE).
Джей Уайлман, президент и генеральный директор GEH, сказал: «OPG - лидер Онтарио в области изменения климата и может стать мировым лидером в области SMR. Это партнерство будет способствовать экономическому развитию региона Дарем, Онтарио и Канады».
Компания OPG с 2019 года неоднократно проводила публичные обсуждения по планированию строительства нового реактора на площадке Дарлингтона. На четырехблочной станции Дарлингтон мощностью 3,5 ГВт, входящей в список лучших электростанций 2020 года, в настоящее время размещены четыре блока CANDU, и OPG находится «в процессе реализации проекта стоимостью 12,8 млрд. канадских долларов по капитальному ремонту всех четырех блоков и продлению их срока эксплуатации до 2055 года». Однако Дарлингтон, в частности, единственный объект в Канаде, имеющий лицензию для будущего нового ядерного строительства, с завершенной и принятой экологической оценкой (ЭО).
Сроки крайне важны.
OPG заявила, что сроки завершения проекта SMR будут иметь решающее значение. Ввод проекта в эксплуатацию в рамках бюджета является ключевым приоритетом для государственной энергетической компании, которая является корпорацией Crown и полностью принадлежит правительству провинции Онтарио.
Ориентировочный график OPG предполагает, что CNSC может выдать лицензию на строительство к 2024 году и лицензию на работу к 2027 году. OPG в октябре 2020 года приступила к передовым инженерным и проектным разработкам для этого проекта совместно с тремя разработчиками SMR: GEH, Terrestrial Energy и X-energy.
Ранее в этом году OPG заявила, что вполне реально ввести в эксплуатацию SMR в 2028 году, учитывая недавно проведенную реконструкцию блоков CANDU в Дарлингтоне. «Учитывая наличие одного отремонтированного блока Darlington в рамках бюджета, мы сможем выполнять сложные проекты, соблюдая все меры безопасности», - говорится в сообщении.
В мае этого года коммунальное предприятие подчеркнуло, что «самым важным критерием при выборе конструкции SMR (срок службы которой, вероятно, составит 60 лет), остается безопасность, стоимость и проста в эксплуатации. Это должна быть технология, которая соответствует параметрам нашей [экологической оценки] (EA)».
Тем не менее, коммунальное предприятие признает наличие проблем: «Когда проводился экспертный анализ, технология не была выбрана. Поэтому наше заявление о воздействии на окружающую среду было подготовлено с учетом целого ряда потенциальных реакторных технологий, доступных в то время. Если мы продолжим строительство [Дарлингтона], то нам нужно будет обратиться в CNSC для получения лицензии на строительство конкретной технологии. В ходе этого процесса нам нужно будет продемонстрировать, что выбранная технология принципиально не повлияет на выводы экспертов», - говорится в сообщении.