При осмотре подшипников скольжения (рис. 6) выявляют, нет ли следов наклепа на опорных поверхностях вкладыша и расточки корпуса подшипника под вкладыш. При наличии следов наклепа их удаляют и затем проверяют по краске плоскости прилегания вкладыша и расточки статора в корпусе и устанавливают необходимый натяг.
Рис. 5. Вкладыш опорного подшипника электродвигателя 4 АЗМ-1600/6000 УХЛ4:
1 - нижняя половина вкладыша; 2 - баббит Б-83; 3 - винт; 4 - баббит Б-16; 5 — верхняя половина вкладыша; 6 — болт; 7 - шайба
Проверяют расположение следов шейки вала на баббите вкладыша. Следы шейки вала должны располагаться на нижней половине равномерно по всей длине вкладыша, а в поперечном направлении — на дуге до 60°. Если след работы шейки вала располагается на дуге не более 60°, то при удовлетворительной работе подшипника нет необходимости уменьшать дугу контакта. Если же след работы на дуге значительно больше 60° и подшипник работает неудовлетворительно, то дугу контакта доводят до 60р путем шабрения заливки в глубь бокового зазора. При удовлетворительном контакте для удаления шероховатости зачищают поверхность баббита вкладыша, на котором работает вал. Неправильный контакт между вкладышем и шейкой вала по длине устраняют подгонкой их друг к другу.
Проверяют баббитовую заливку вкладыша на отсутствие трещин, отставания баббита и других дефектов заливки. Чтобы определить плотность прилегания баббитовой заливки к телу вкладыша, зачищают шабером места соединения баббита со сталью и устанавливают вкладыш в положение, удобное для проверки. Укладывают верхнюю и нижнюю половины вкладыша разъемом вверх, смачивают их керосином по разъему в стыке баббита с телом вкладыша и выдерживают 10-15 мин. Протирают вкладыш салфеткой и ударами деревянной киянки массой 0,5 кг обстукивают наружную поверхность вкладыша. В местах отставания баббита появляются керосин и воздушные пузырьки. Затем вкладыш поочередно устанавливают на один и другой торец и производят аналогичную работу. Отставание баббита можно определить также на стук. При обстукивании киянкой наружной поверхности вкладыша в дефектных местах слышен неравномерный дребезжащий звук. Для повышения достоверности проверки целесообразно после смачивания керосином и протирки салфетками на сухую плоскость вкладыша, на которую выходит линия стыка баббита со сталью, наносить тонкий слой меловой обмазки. В местах, где отсутствует сцепление, на белой поверхности высыхающего мела появляются тонкие темные полоски керосина. В случае отставания заливки вкладыша на значительной площади наличия трещин в заливке или подплавления вкладыш подшипника перезаливают.
Перезалидку вкладышей выполняют также в случае, если зазоры в подшипниках превышают значения, приведенные в табл. 4.
Таблица 4. Допустимые зазоры в подшипниках скольжения
Номинальный диаметр вала, - мм | Зазор, мм, при частоте вращения, об/мин | ||
до 1000 | от 1000 до 1500 | свыше 1500 | |
18-30 | 0,04-0,093 | 0,06-0,13 | 0,14-0,28 |
30-50 | 0,05-0,112 | 0,075-0,16 | 0,17-0,34 |
50-80 | 0,065-0,135 | 0,095-0,195 | 0,2-0,4 |
80-120 | 0,08-0,16 | 0,12-0,235 | 0.23-0,46 |
120-180 | 0,1-0,195 | 0,15-0,285 | 0,26-0,58 |
180-260 | 0,12-0,225 | 0,18-0,3 | 0,3-0,6 |
260-360 | 0,14-0,25 | 0,21-0,38 | 0,34-0,68 |
360-500 | 0,17-0,305 | 0,25-0,44 | 0,38-0,76 |