Разборке электродвигателя предшествует отсоединение маслопроводов и трубопроводов подачи и слива воды из ротора. После выполнения этих работ демонтируют водоподвод и снимают щиты: наружный щит с уплотнением, щит вентилятора и внутренний щит. Затем замеряют воздушный зазор между ротором и статором (7 мм ± 10%) и проверяют осевой разбег ротора, который должен быть в пределах 4±2 мм в обе стороны. После разборки подшипников выводят ротор. Кроме описанного выше метода вывода ротора с помощью удлинителя в практике ремонтов получил распространение метод тележки и удлинителя. Со стороны полумуфты устанавливают удлинитель, со стороны водоподвода — тележку, под колеса которой подкладывают два направляющих швеллера. В остальном этот метод аналогичен методу вывода с удлинителем.
Ремонт статора.
После вывода ротора открывают окна, обеспечивающие доступ к гидравлическим соединениям системы охлаждения и фундаментным болтам. Обмотку, активную сталь и элементы системы охлаждения статора продувают сжатым воздухом и осматривают. Обнаруженные дефекты устраняют.
При осмотре системы охлаждения особое внимание обращают на состояние охлаждающих элементов, соединительных трубок, штуцеров и коллекторов. Элементы системы водяного охлаждения не должны иметь трещин, коррозии и следов нагрева. Места соединительных трубок, которые из-за касания с направляющими сердечника оказались частично перетертыми, разрезают, устанавливают хомут и пропаивают припоем Пср-15.
При пайке трубок с хомутиками предусматривают меры но предупреждению затекания припоя внутрь трубок.
В период ремонта проверяют отсутствие закупорки всех 25 рядов охлаждающих элементов. Для этого выворачивают штуцера на напорном или сливном коллекторе и сегменты продувают воздухом или промывают водой. При обнаружении закупоренного сегмента последний исключают из схемы охлаждения, а соединительные трубки соседних сегментов спаивают.
Герметичность системы водяного охлаждения статора проверяется давлением воды 10 кгс/см2 в течение 30 мин. Насос, с помощью которого производится опрессовка, должен иметь предохранительный клапан, рассчитанный на давление не более 12 кгс/см2. При обнаружении в трубках или сегментах течи и невозможности устранения ее вышедший из строя элемент исключается из гидравлической системы. В период ремонта рекомендуется измерить гидравлическое сопротивление системы охлаждения активной стали статора и полученное значение сравнить с результатом предыдущего измерения.
Выше отмечалась возможность повреждения изоляции стержней обмотки статора в результате течи в стержне ротора на выходе из паза. По предложению автора, предприятием «Ростовзнергоремонт» на электродвигателе АВ-8000/6000 (АТД-8000) Трипольской ГРЭС, имевшем повреждение изоляции по такой же причине, на всех верхних стержнях после замены их были установлены защитные П-образиые стеклотекстолитовые манжеты в местах выхода из паза (рис. 1). Толщина стенки манжеты 2 мм обеспечивает сохранность изоляции в случае образования течи в роторе.
Монтаж указателя жидкости «УЖИ». Для возможности контроля за состоянием системы водяного охлаждения, а также определения наличия воды в корпусе статора в период капитального ремонта необходимо смонтировать указатель жидкости типа «УЖИ» (у электродвигателей выпуска с конца 1989 г. УЖИ входят в комплект поставки). Для этого в нижние части корпуса статора со стороны водоподвода и привода вваривают трубы
Рис. 1. Установка П-образной манжеты в месте выхода из паза верхнего стержня обмотки статора электродвигателя АТД-8000.
1 — стержень верхний: 2 — манжета; 3 — колодка: 4— бандаж шнуровой; 5 — стержень нижний; 7 — проводник; 8 — прокладка.
Рис. 2. Монтаж указателя жидкости «УЖИ» на электродвигателе АТД-8000.
1 — «УЖИ»; 2 — трубопровод; 3 — воздуховод.
(рис. 2). При наличии течи в двигателе вода попадает в дренажные трубы 2 и сигнализирует о нарушении гидравлической плотности водяной системы охлаждения.