При осмотре ротора особое внимание обращают на состояние короткозамкнутой клетки ротора: состояние паек стержней с короткозамыкающими кольцами, прямолинейность стержней на выходе из паза и отсутствие трещин в короткозамыкающих кольцах или стержнях. Плотность установки стержней проверяют простукиванием по всей длине сердечника молотком массой
0,1 кг. Плотно заклиненный стержень не должен вибрировать при простукивании. Плотность посадки бандажного кольца проверяют простукиванием, а отсутствие смещения — осмотром мест чеканки короткозамыкающего кольца.
B период ремонта выполняют мероприятия по эксплуатационному циркуляру № Э-17/71.
Для проверки гидравлической плотности ротора, отсутствия трещин и дефектов паек ротор спрессовывают давлением воды 70 кгс/см2 в течение 30 мин. При опрессовке ротора устанавливают предохранительный клапан, рассчитанный на давление не более 80 кгс/см2.
Для возможности установки фланца опреосовочного насоса в торец вала ротора со стороны водоподвода снимают водоприемник. После разболчивания крепящих болтов водоприемник вынимают из центрального отверстия вала при помощи отжимных болтов. Однако, используя приспособление на рис. 23, можно опрессовать ротор, не демонтируя водоприемник.
Течи в радиальных трубках устраняют обтяжкой гаек. Если имеется течь в районе бандажного узла и точное местонахождение ее установить невозможно, то снимают бандаж. Перед снятием бандажного кольца устраняется чеканка короткозамыкающего кольца и отмечается положение бандажного кольца относительно короткозамыкающего кольца и бочки ротора. Запрещается бандаж клеймить зубилом или наносить на нем какие-либо риски.
Рис. 3. Опрессовка ротора электродвигателя АТД-8000.
1 — вал; 2 — прокладка резиновая; 3 — болт; 4 — водоприемник; 5 — манометр; 6— приспособление для опрессовки: 7— прокладка резиновая; 8 — штуцер.
Для снятия бандажей ротор выводят из статора и устанавливают на ремонтной площадке на специальной выкладке из шпал, связанных между собой скобами. Для удобства установки приспособлений при снятии бандажей высота шпальной выкладки должна быть 600— 800 мм.
Устанавливают приспособление (рис. 4) для снятия бандажа и равномерно натягивают шпильки. Надевают специальный хомут на бандаж для удобства его транспортировки, стропят бандаж краном за хомут и слегка натягивают трос. Затем нагревают бандаж до температуры 220—250°С специальным индуктором (методом индукционного нагрева током промышленной частоты). Контролируют температуру нагрева поверхности бандажа термощупом. Запрещается нагревать бандажное кольцо свыше 300° С.
Рис. 4. Приспособление для снятия бандажей ротора электродвигателя АТД-8000.
1 — кольцо стяжное; 2 — тяга; 3 — бандаж; 4 — упорная балка.
Отделение бандажного кольца определяется по глухому звуку при легком простукивании молотка, а также щупом. После нагрева бандажа до отделения его посадочной поверхности от короткозамыкающего кольца и увеличения диаметра буртика бандажа до величины, превышающей диаметр посадочной поверхности короткозамыкающего кольца, бандаж снимают одновременным навертыванием гаек приспособления.
В случае недостаточно интенсивного нагрева вместе с бандажом может прогреваться и короткозамыкающее кольцо. При этом бандаж может не отделиться от короткозамыкающего кольца. В этом случае охлаждают бандаж и ротор до температуры окружающего воздуха и повторяют весь процесс сначала, приняв все меры к более быстрому нагреву бандажа.
При снятии бандажа мостовой кран отводится в сторону по ходу снимаемого бандажа. Снятый бандаж устанавливают на вымостку торцом и покрывают асботканью для предохранения от неравномерного охлаждения.
После остывания короткозамыкающего кольца поднимают давление воды до 70 кгс/см2 и отыскивают течь. Для облегчения отыскивания течи пользуются следующим методом. Поверхность короткозамыкающего кольца очищают от окислов до блеска и обезжиривают бензином. На поверхность кольца наносится мел или зубной порошок, разведенный в воде (35—40% к объему воды). В сосуде с. водой (1,5—2 объема водяной полости ротора) растворяется краситель и, когда мел на поверхности кольца высохнет, подкрашенная вода закачивается в ротор с давлением 70 кгс/см2. В местах течи на покрытой мелом поверхности появляются цветные пятна. После этого спускают воду из ротора, обнаруженное место течи высверливают, нарезают резьбу МЗ —М4 и для увеличения площади спая снимают фаску. В отверстие ввинчивают винт, изготовленный из серебряного припоя и оставляют выступающий конец. Углубление прогревают пламенем ацетиленовой горелки и заполняют припоем Пср-45. Место наплавки запиливают, производят гидравлические испытания и ротор промывают водой для удаления красителя.
Течи в местах паек устраняют подпайкой припоем Пср-45. До установки бандажа проверяют его состояние и выполняют необходимые работы. Наружным осмотром выявляется большинство повреждений бандажей. При установленном бандажном кольце осматривают наружную поверхность и торцы, а при снятом — внутреннюю поверхность бандажа. Наружный осмотр проводится до чистки бандажа и после того, как поверхность будет зачищена мелкой шлифовальной шкуркой. При осмотре следует проверить:
отсутствие трещин на бандажных кольцах;
отсутствие следов контактной коррозии. Наличие следов контактной коррозии свидетельствует об ослаблении посадочных натягов бандажа на короткозамыкающее кольцо;
отсутствие следов местных ожогов по всей поверхности бандажей.
Снятые бандажи тщательно осматривают через лупу. Трещины, подгары, сколы, забоины, следы контактной коррозии и места перегревов отмечают мелом. Места, вызывающие подозрения, проверяют методом цветной дефектоскопии или травлением химическими реактивами. Применением цветной дефектоскопии или химического травления могут быть обнаружены не замеченные при простом осмотре трещины, а также уточнены их границы и характер распространения.
Контроль методом цветной дефектоскопии производится в следующем порядке.
Контролируемая поверхность зачищается до металлического блеска. Грубые риски необходимо вывести, так как они могут исказить результаты контроля. Непосредственно перед проведением работ проверяемый участок обезжиривают бензином и на него наносят красящий состав. Красящий состав содержит керосина 65%, трансформаторного масла — 30% и скипидара — 5%. В этот состав, подогретый до 40—50° С, добавляют краситель — судан №1,2 или 3 до насыщения. После появления нерастворимого осадка судана охлажденный раствор отфильтровывают.
Через 5—10 мин красящий состав смывают струей воды и чистой салфеткой удаляют воду с поверхности. Нанеся быстро на сухую контролируемую поверхность меловой раствор, наблюдают за его высыханием в течение 2—5 мин. Появляющиеся на покрытой мелом поверхности красные прожилины указывают на наличие трещин и их расположение.
Наличие и характер расположения трещин на поверхностях бандажей можно надежно выявить также химическим травлением. После зачистки и полировки мелкой наждачной шкуркой с маслом поверхность обезжиривают бензином, а затем спиртом. Травление бандажей, изготовленных из немагнитных аустенитных сталей, производится реактивами.
Травление бандажей производят также раствором ЗНС1 -+ HNO3 («царской водкой»). Участок травления ограничивают пластилином. После травления участок тщательно промывают и нейтрализуют 10%-ным раствором соды. Травленый участок осматривают лупой не менее пятикратного увеличения.
Ремонт бандажей производится в ограниченном объеме и в основном сводится к удалению механическим путем обнаруженных забоин, подгаров и неглубоких трещин.
Заварка обнаруженных трещин или других дефектов на бандажах категорически запрещена. При наличии глубоких трещин, сколов металла и других дефектов, заметно ослабляющих их механическую прочность, бандаж заменяют.
Обнаруженные при осмотре в любом месте бандажа единичные трещины полностью удаляют. Удаление трещин /производят местной выборкой металла пневматической шлифовальной машинкой. Выборку металла производят с плавными переходами на наружную поверхность. Обработанное место отшлифовывают и отполировывают, после чего снова протравливают и осматривают. Выборку металла с последующей проверкой продолжают до полного удаления трещин или пока не станет очевидной необходимость замены бандажа.
Вопрос о дальнейшем использовании бандажа решается в каждом отдельном случае на основании проведенных механических расчетов.
В таком же порядке производят выборку металла в местах оплавлений и подгаров. В этих случаях металл выбирают на глубину, гарантирующую удаление не только оплавленной зоны, но и вызванных оплавлением мелких трещин.
Перед установкой бандажного кольца замеряют внутренний диаметр бандажа и наружный диаметр короткозамыкающего кольца, определяют натяг и сравнивают с данными чертежа. Если измеренный натяг меньше допустимого, то посадочную поверхность короткозамыкающего кольца необходимо наплавить и проточить до необходимого диаметра. Наплавку меди производят двумя ацетиленовыми горелками или сварочной дугой при помощи угольных электродов от сварочного аппарата ПСО-500.
После проверки состояния и выполнения ремонта бандажное кольцо устанавливают на короткозамыкающее. Перед нагревом необходимо изготовить стальной стержень (жесткий штихмас) для измерения диаметров посадочных поверхностей бандажа в нагретом состоянии. Длина штихмаса должна быть на 0,4—0,6 мм больше диаметра посадочной поверхности короткозамыкающего кольца. Зачистив до металлического блеска посадочное место, нагревают бандаж до температуры, обеспечивающей свободное вхождение штихмаса в отверстие в вертикальном и горизонтальном направлениях. При посадке бандажа необходимо следить за тем, чтобы зазор между торцевой поверхностью короткозамыкающего кольца и упорным буртом бандажного кольца не превышал 0,1 мм. После охлаждения проверяют плотность и правильность установки бандажа согласно маркировке. Бандажное кольцо фиксируют чеканкой короткозамыкающего кольца.