Статор.
Проверяют осмотром и с помощью щупа состояние активной стали со стороны спинки в доступных местах и со стороны зубцов, проверяют состояние нажимных колец и шпонок. При нормальном состоянии опрессовки активной стали щуп (рис. 2) под действием усилия 147 Н (15 кгс) не должен входить между листами на глубину более 1-2 мм. Проверяют плотность заклиновки клиньев на звук при простукивании молотком массой до 0,2 кг по центру и краям клина. При недостаточной плотности заклиновки во время простукивания прослушивается "звук пустоты" или прощупывается перемещение клина. В случае обнаружения зазора между клином и обмоткой выполняют частичную или полную переклиновку, устанавливая дополнительную подклиновую вымостку из стеклотекстолита толщиной 0,5- 1,5 мм. Перед удалением неплотно установленных клиньев закрывают брезентом лобовые части внизу обмотки с обеих сторон для предохранения от механических повреждений.
Легкими ударами молотка по монтажной лопатке, введенной в зазор между торцами клиньев, начиная с крайнего клина, добиваются получения зазора между клиньями таким образом, чтобы можно было применять выколотку с использованием пневмомолотка. После удаления клиньев пазы продувают сжатым воздухом и на обмотку, укладывают встык прокладки, промазанные клеем 88-Н по ТУ 38.105.1061- 82, а затем забивают в пазы клинья с помощью пневмомолотка с выколоткой. Плотную установку клиньев обеспечивают необходимым количеством прокладок подклиновой вымостки. Допускается дополнительная вымостка индивидуально под каждый клин прокладками длиной, равной длине клина.
Рис. 2. Щуп для проверки плотности опрессовки активной стали:
1 — нож; 2 — втулка; 3 — штифт; 4 — ось; 5 — упорное кольцо; б — втулка; 7 — опорная ручка; 8 — шкала
При проведении переклиновки значительного числа пазов (более 15%) рекомендуется устанавливать клинья на клее 88-Н, а уплотняющие прокладки - склеить между собой. Прокладки до установки в статор дважды покрывают лаком БТ-99. Перед забивкой клиньев промазывают клеем скосы пазов и подклиновые прокладки.
Клинья устанавливают в пазах впритык с обеспечением совпадения поперечных прорезей на клиньях с радиальными вентиляционными каналами. Нормальной считается такая плотность заклиновки, при которой клин при простукивании издает однородный глухой звук, без явного дребезжания и вибрации.
Осматривают изоляцию и бэндажировку лобовых частей обмотки статора. При необходимости устраняют дефекты подизолировкой микалентной ЛМЧ-Б в два-шесть слоев вполнахлеста и один слой вполнахлеста лентой стеклянной ЛЭС 0,2 х 25. Осматривают крепления бандажных колец, которые должны плотно прилегать к кронштейнам. Зазоры между бандажными кольцами и обмоткой заполняют прокладками из стеклотекстолита, скрепленными стеклолентой. При необходимости перебандажируют кольца к кронштейнам шнуром лавсановым или льняным. Проверяют крепление кронштейнов и при необходимости подтягивают крепящие болты. При выполнении бандажи- ровки лобовых частей обмотки укладку шнура следует выполнять плотно, укладывая под бандажировку прокладки, промазывая их лаком БТ-99. Бандаж покрывают эмалью ГФ-92-ХК из пульверизатора.
Проверяют состояние паек межкатушечных соединений и при необходимости перепаивают припоем ПМФ-9. Проверяют состояние изолировки межкатушечных соединений и при необходимости выполняют изолировку стеклотканью ЛСБ 0,2 х 25 в четыре-шесть слоев вполнахлеста и лентой стеклянной ЛЭС 0,2 х 25 одним слоем вполнахлеста. Межкатушечные соединения всех катушечных групп бандажируют между собой в шахматном порядке, проложив прокладки по две штуки в ряду. Места изолированных паек и бандажировок покрывают лаком БТ-99. Обмотку и камеры лобовых частей при необходимости покрывают одним слоем лака БТ-99 и двумя слоями эмали ГФ-92-ХК.
Осматривают корпус статора и проверяют состояние резьбовых отверстий, отсутствие механических повреждений посадочных мест, трещин сварных швов. При необходимости восстанавливают резьбу и устраняют механические повреждения.
Ротор.
Осматривают шейки вала и проверяют их геометрические размеры, проверяют радиусы галтелей с помощью радиусных шаблонов. Обнаруженные дефекты (риски, задиры, пятна коррозии) устраняют ручной шлифовкой мелким наждачным полотном, смоченным маслом, а затем (при необходимости) полируют пастой ГОИ. При обнаружении овальности и конусности шеек вала устраняют их проточкой с последующей подгонкой вкладышей под полученный после обработки диаметр шейки вала.
Осматривают железо ротора и проверяют на отсутствие местных перегревов, коррозии, распушения крайних пакетов, ослабления опрессовки пакетов. Плотность спрессовки железа ротора проверяют так же, как у статора. Следы коррозии устраняют мелкой наждачной бумагой. Ослабление опрессовки листов железа ротора (если не нарушено положение нажимного кольца и кольцевой шпонки) устраняют путем промазки и заполнения слабых мест лаком с последующей запечкой.
Проверяют состояние обмотки ротора простукиванием молотком массой 0,1 кг и осмотром через лупу 5- 10-кратного увеличения. Отсутствие дефектов (нарушение пайки стержней с короткозамыкающими кольцами и появление трещин в кольцах и стержнях, появление обрывов стержней) проверяют путем замера активного сопротивления короткозамкнутой обмотки непосредственно на каждом стержне. Игольчатые щупы микроомметра типа М-246 подключают к кольцам стержней в непосредственной близости от паек их к короткозамыкающему кольцу. Измеренное сопротивление каждого стержня не должно отличаться от среднего значения более чем в 1,5 раза. Ослабление заклиновки стержней в пазах железа ротора более допустимого значения (допускается слабая вибрация 1/3 стержней в зоне вентиляционных каналов на длине 80 мм) устраняют переклиновкой стержней.
Проверяют состояние балансировочных грузов и подтягивают ослабевшие крепления. После окончания всех ремонтных операций на роторе его покрывают эмалью AЛ-70.
Коробка выводов.
Осматривают и проверяют корпус коробки, изоляторы и крепеж на отсутствие трещин, сколов, повреждения резьбы шпилек, состояние прокладок и уплотнительных колец. Изоляторы и прокладки при наличии дефектов заменяют новыми. При нарушении эмалевого покрытия внутренней полости коробки выводов его восстанавливают. Наружную поверхность коробки выводов покрывают эмалью вместе с двигателем.
Воздухоохладители.
Объем ремонта определяется в зависимости от состояния. Тщательную чистку трубок воздухоохладителей выполняют, если перед выводом электродвигателя в ремонт разность температур охлажденного воздуха, поступающего в двигатель, и холодной воды, поступающей в воздухоохладитель, была 7°С или более (контроль температуры осуществляют с помощью ртутных термометров типа Буо № 41-220-130). Очистку внутренних стенок трубок от органических отложений выполняют механическими "ершами" и химическими способами. Засоренность внешних стенок трубок воздухоохладителей устраняют продувкой сжатым воздухом и промывкой.