Содержание материала

В книге изложены особенности конструкции и охлаждения, методы тепловых и вентиляционных исследований и расчетов систем охлаждения вращающихся электрических машин взрывонепроницаемого исполнения.
Книга рассчитана на инженеров, проектировщиков и исследователей, занимающихся вопросами охлаждения электрических машин, а также может быть полезна студентам и аспирантам соответствующих специальностей.
Бурковский Анатолий Николаевич, Ковалев Евгений Борисович и Коробов Владимир Кузьмич
НАГРЕВ И ОХЛАЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОГО ИСПОЛНЕНИЯ, Москва, «Энергия», 1970.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге изложены лишь основные работы, выполненные авторами по охлаждению машин со взрывонепроницаемой оболочкой (взрывонепроницаемого исполнения) в институте Гипронисэлектрошахт в 1959—1967 гг. Усилия авторов были направлены на разработку и совершенствование единых серий асинхронных электродвигателей мощностью от 0,27 до 100 кВт и от 100 до 1 000 кВт. Не вошли в книгу основы теории нагрева и охлаждения, а также теории вентиляции и вентиляторов, с которыми можно познакомиться в соответствующей литературе, (см. ссылки в тексте).
Отдельные главы и параграфы написаны: гл. 1 и §4-1; 4-2; 4-3 — В. К. Коробовым; гл. 2 и § 3-4; 4-4; 4-5;         4-6 — Е. Б. Ковалевым; гл. 3 и приложения —А. Н. Бурковским; § 3-3 и 3-5 — А. Н. Бурковским совместно с Е. Б. Ковалевым.
Ряд работ, освещенных в книге, выполнены авторами совместно с инженерами А. Т. Токаренко и А. А. Сарач.
Авторы выражают благодарность сотрудникам лаборатории исследования нагрева и охлаждения электрических машин института Гипронисэлектрошахт за оказанную помощь в оформлении книги.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с неуклонным ростом электромагнитных нагрузок в электрических машинах на первый план в настоящее время выдвигается вопрос охлаждения.
При анализе вопроса охлаждения электродвигателей в первую очередь необходимо отметить очень большую сложность в его решении, которая практически не снижается при уменьшении габаритов машин. Однако новые достижения измерительной и особенно счетно-решающей техники позволили в настоящее время решить ряд вопросов, что прежде было невозможно.
Особо следует отметить широкое внедрение в методику исследований и расчетов классической теории теплопередачи, которая в настоящее время заняла в разработке электрических машин такое же место, как и теория электромагнитного поля.
Задачи охлаждения электрических машин со взрывонепроницаемой оболочкой, далее называемых машинами взрывонепроницаемого исполнения, решаются на основании результатов работы машин общего применения, но с учетом специфических особенностей работы во взрывоопасных средах.