Содержание материала

Организация ремонта электрооборудования

Надежность, бесперебойность и безопасность работ электрооборудования и сетей обеспечивается правильной системой ремонта электрооборудования эксплуатирующей организацией. Такой системой является планово-предупредительный ремонт электрооборудования (ППРЭО), представляющий собой форму организации ремонта, состоящего из комплекса организационно- технических мероприятий, обеспечивающих выполнение технического обслуживания и профилактического ремонта оборудования.
Организация ППРЭО. Система ППРЭО вводится в действие приказом по предприятию, которым устанавливаются обязанности различных цехов и служб, утверждается график ремонта и другие мероприятия. Например, определяются обязанности персонала по уходу за электрооборудованием и межремонтному техническому обслуживанию; обязанности рабочих электроремонтного цеха (ЭРЦ); положение об изготовлении запасных частей; мероприятия по дальнейшему совершенствованию ремонта т.д.
Большое значение имеет инженерная и материальная подготовка ремонта.
Инженерная подготовка должна обеспечить ремонтный персонал необходимой проектно-конструкторской документацией, к которой относятся: технические описания устройства завода- изготовителя (ТО); инструкции по эксплуатации (ИЭ); паспорт на соответствующее устройство; описание технологических процессов ремонта, разрабатываемых, как правило, специализированными научно-исследовательскими и технологическими институтами; технологические карты ремонта, разрабатываемые ремонтными предприятиями или специализированными конструкторско-технологическими бюро.
Технологическая подготовка, входящая в состав инженерной, начинается с организации рабочего места, которое должно быть удобным, хорошо освещенным, безопасным и оснащенным необходимыми приспособлениями, инструментами и технологической документацией.
Для ремонта необходимо подготовить материалы, запчасти и покупные изделия. При этом следует максимально использовать пригодные и неповрежденные детали списанного оборудования.
Все работы планово-предупредительного ремонта электродвигателей подразделяются на текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий и средний ремонты включают такие работы, которые не требуют полной разборки электрооборудования.
Текущий ремонт, электродвигателя заключается, например, в промывке подшипников и смене в них масла, осмотре и устранении неисправностей пускорегулирующей аппаратуры, смене щеток и т.д. Текущие ремонты в большинстве случаев выполняет персонал, обслуживающий электроустановку при отключенном напряжении.
При среднем ремонте тщательно осматривают и чистят оборудование, заменяют изношенные части, осуществляют мероприятия, связанные с регулировкой частей машин, аппаратов и других элементов электроустановки.
Капитальным ремонтом называют работы по замене или восстановлению основных и, как правило, наиболее сложных частей или деталей электродвигателя, например перемотку его роторной или статорной обмотки. Работы по капитальному ремонту выполняет персонал ремонтного цеха предприятия за счет средств, отпускаемых на восстановление изношенного оборудования.
Текущие и средние ремонты проводят чаще, чем капитальные. Работы по текущему, среднему и капитальному ремонту выполняют в строго определенные и заранее установленные сроки.

Структура электроремонтной мастерской

В зависимости от наличия установленного на предприятии электрооборудования организуют электроремонтные мастерские различной производительности. Производственная площадь мастерской определяется количеством машин, проходящих средний и капитальный ремонты, исходя из расчета 1 м2 на каждую ремонтируемую машину в год.
Электроремонтные работы производят как собственными силами завода, так и силами специализированных подрядных организаций. Силовые трансформаторы мощностью более 1000 кВ А и электродвигатели мощностью более 1000 кВт рекомендуется ремонтировать силами специализированных организаций.
На крупных заводах с большим количеством различных электрических машин, пускорегулирующей аппаратуры и трансформаторов (силовых, сварочных, измерительных и др.) создают электроремонтные мастерские, где выполняют все виды ремонта.
Технологический процесс ремонта электрооборудования в крупных мастерских обычно осуществляют по поточно-узловым методам, когда поврежденные узлы электрооборудования доставляют одновременно на соответствующие специализированные ремонтные участки (разборочный, промывочный, обмоточный с пропиткой и сушкой, слесарно-механический, сборочный и др.).
Все виды ремонта электрооборудования в электроремонтной мастерской завода выполняют в определенной технологической последовательности, требующей организации специфических для данной мастерской отделений участков и бригад. В этих мастерских, как правило, имеются: складское отделение, отделение разборки, дефектации и промывки поступившего в ремонт электрооборудования, масляное хозяйство, обмоточное отделение, отделение для механической обработки и сборки отремонтированного оборудования, а также испытательная станция.
Складское отделение. Предназначено для хранения поступающего в ремонт и отремонтированного электрооборудования. Для его складирования под навесом выполняют площадку в виде эстакады на уровне железнодорожной платформы или кузова автомашины. В складском помещении имеются стеллажи для хранения деталей и подъемно-транспортные механизмы для доставки, разгрузки и погрузки тяжелых электромашин и трансформаторов на ремонтные участки.
Отделение разборки и дефектации, примыкает непосредственно к складу и расположено в зоне обслуживания подъемно- транспортных механизмов и может быть общим для электродвигателей и трансформаторов. В зависимости от объема работ общая площадь этого отделения составляет 100—120 м2. В помещении осматривают поступившее в ремонт оборудование и определяют опробованием и необходимыми электрическими и механическими замерами характер повреждений. При необходимости разбирают электрооборудование на отдельные узлы, части и детали, которые очищают и промывают. Отделение обеспечивают различными приспособлениями малой механизации, необходимыми для разборки и определения дефектов в ремонтируемых электромашинах: для съема и одевания шкивов, выемки подшипников, определения вибрации и др.
В отделение разборки и дефектации входит моечный участок, который предназначен для мойки частей электрических машин. Помещение мойки пожароопасно (при пользовании керосином и бензином), поэтому его изолируют от соседних участков и снабжают вентиляционной установкой.
Масляное хозяйство. Где сливают неочищенное отработанное масло, восстанавливают его и хранят чистое сухое, размещают обычно рядом с отделением разборки и дефектации. В масляное хозяйство входит электрохимическая лаборатория.
Обмоточное отделение. Состоит из участка восстановления обмоточных проводов: изоляционно-заготовительного участка (изготовление гильз, катушек статоров и трансформаторов, роторных стержней, катушек, различных аппаратов и приборов и др.) и участка намотки роторов и статоров. В зависимости от объема работ площадь обмоточного отделения может занимать 80 — 100 м2. На участке восстановления проводов старую изоляцию удаляют отжигом в электропечи, затем промывают, травят и нейтрализуют провода в промывочной ванне. На участке имеются различные приспособления для волочения восстанавливаемых проводов, оплетки и пропитки их изоляционными лаками.
Изоляционно-заготовительный участок обеспечивается следующим оборудованием и приспособлениями: верстаком для раскроя и заготовки изоляции; роликовыми и рычажными ножницами для резки электрокартона и других изоляционных материалов и заготовки пазовой изоляции; приспособлениями для изготовления гильз и изолирования стержней; шаблонами и приспособлениями для рихтовки; намоточным станком для намотки катушек электродвигателей, трансформаторов, контакторов, пускателей, реле; прессом и обкаточными станками для опрессовки гильз, роторных стержней и др.
На участке обмотки роторов и статоров необходимо иметь специальные приспособления: постаменты для статоров крупных машин, поворотные столы для статоров малых электродвигателей и козлы для установки роторов, а также приспособления для пайки и сварки проводов и станок для наложения бандажей роторов. В сборочном отделении должны быть установлены слесарные верстаки с тисками, станок для статической и динамической регулировки роторов и электрическая ванна для нагревания шарикоподшипников, в пропиточно-сушильном отделении — стальные баки для пропитки и сушки обмоток в вакууме и под давлением, а также сушильные камеры и шкафы.
Для среднего ремонта механической части электрооборудования (проточки и шлифовки валов, расточки подшипников, долбежки и фрезеровки канавок, сверловки различных отверстий) в электроремонтной мастерской устанавливают необходимые металлообрабатывающие станки — токарные, фрезерные, строгальные, сверлильные и др.
Участки слесарных, сварочных, кузнечных работ и механической обработки создают в зависимости от объема этих работ с организацией электроремонтной мастерской. Например, при ремонте электромашин и трансформаторов сварочные работы может обеспечить бригада сварщиков с применением переносных аппаратов.
Слесарные работы и механическая обработка составляют незначительную часть ремонта и могут быть выполнены бригадой слесарей на ремонтных участках или в соответствующих производственных цехах. Своевременное и качественное выполнение ремонтных работ в значительной мере зависит от документации. Ведомости дефектов дают полное представление о состоянии электрооборудования и позволяют заранее и точно определить объем и характер предстоящих работ. На основании ведомостей дефектов составляют графики ремонтных работ, в которых указывают их объем и продолжительность.
О выполнении текущего ремонта делают запись в соответствующем журнале и на бланках, в которых указаны типовые работы по ремонту электрооборудования (электродвигателя, силового трансформатора, масляного выключателя). Такая система упрощает оформление документации по ремонту, так как персоналу остается только указать в журнале и на бланке основные данные, относящиеся к отремонтированному оборудованию, отметить перечень выполненных работ и фамилии исполнителей.
Выполнение капитальных ремонтов оформляется специальными актами приемосдаточных ремонтных работ. Акт содержит перечень типовых и обязательных работ при этом виде ремонта. Правильное оформление документации способствует улучшению организации ремонтных работ, позволяет получить необходимое представление о состоянии электрооборудования и на этой основе правильно установить сроки и объемы очередных ремонтов.
Испытательное отделение (заводская электролаборатория) кроме испытания отремонтированного электрооборудования производит ремонт и проверку электроизмерительных приборов, а также профилактические испытания заводского электрооборудования и электросетей с помощью передвижных и стационарных испытательных аппаратов. Испытательное отделение располагают вблизи сборочной площадки, где проводят всесторонние испытания и измерения отремонтированного электрооборудования в соответствии с действующими нормами перед сдачей его эксплуатационной службе.

Неисправности электрических машин

Повреждения электрических машин бывают механические и электрические.
К механическим повреждениям относятся: выплавка баббита в подшипниках скольжения; разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения; деформация вала ротора (якоря); образование глубоких выработок (дорожек) на поверхности коллекторов; ослабление крепления полюсов или сердечника статора к станине, прессовки сердечника ротора (якоря); разрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей) и др.
Электрическими повреждениями принято называть: пробой изоляции на корпус; обрыв проводников в обмотке; замыкание между витками обмотки; нарушение контактов и разрушение соединений, выполненных пайкой или сваркой; недопустимое снижение сопротивления изоляции вследствие ее старения, разрушения или увлажнения и др.
В число предремонтных операций по выявлению неисправностей электрических машин входят: измерение сопротивления изоляции обмоток (с целью определения степени ее увлажнения);
испытание электрической прочности изоляции; проверка на холостом ходу машины целости подшипников, величины осевого разбега ротора (якоря), вибрации, правильности прилегания (притертости) щеток к коллектору и контактным кольцам; определение зазоров между вращающимися и неподвижными частями электрической машины, а также контроль состояния крепежных деталей, плотности посадки подшипниковых щитов на заточках станины и отсутствия повреждений (трещин, сколов и др.) у отдельных частей и деталей машины.
Работа по предремонтному выявлению неисправностей и повреждений электрических машин называется дефектацией.
Дефектацию производят внешним осмотром и испытаниями при частичной или полной разборке электрической машины.
Однако такая дефектация не всегда позволяет выявить и точно определить характер и размеры ее повреждений, а вследствие этого нельзя определить и объем предстоящих ремонтных работ. Наиболее полное представление о состоянии и требуемом ремонте электрической машины дает дефектация, производимая после ее разборки.
Все обнаруженные после разборки электрической машины неисправности и повреждения отмечают в дефектационной карте и на их основании составляют маршрутную карту ремонта с указанием работ, подлежащих выполнению по каждой ремонтной единице или по отдельным частям ремонтируемой машины.
В состав основных работ по ремонту электрических машин входят разборка, ремонт обмоток и механической части, сборка и испытания отремонтированных машин.