Электромагнитные реле, применяемые в схемах управления электроприводами (двигателями, электромагнитными тормозами, соленоидами и т. п.), конструктивно отличаются от реле защиты и автоматики, как правило, большей механической прочностью и более мощной контактной системой. Это предусмотрено потому, что реле в схемах управления работают в режиме частых включений и отключений.
Рис. 19. Общий вид реле типов РП-23, РП-232, РП-233
I — катушка; 2 — сердечник; 3— якорь; 4— пластинка; 5 — изоляционная втулка; 6 — подвижный контактный мостик; 7— неподвижный контактный угольник; 8 — возвратная пружина; 9 — скоба; 10 — основание; 11 — кожух
Для автоматического управления пуском электродвигателей постоянного тока применяют дифференциальные электромагнитные реле типа Р-30 (при напряжении до 500 В) и Р-30-У (при напряжении до 440 В).
Рис. 20. Дифференциальное электромагнитное реле типа Р-30
а — общий вид; б — принципиальная схема; 1 — рабочая катушка; 2 — якорь; 3— удерживающая катушка; 4 — подвижный контактный мостик; 5 — неподвижные контакты; 6— возвратная пружина; 7 — основание, АВ — зажимы удерживающей катушки; БВ — зажимы рабочей катушки; ДЕ — замыкающий контакт реле
На рис. 20 показаны общий вид и принципиальная схема реле типа Р-30, а на рис. 21 —электрическая схема его включения в цепь двигателя постоянного тока.
Рис. 21. Электрическая схема включения реле типа Р-30 Кр— рабочая катушка; Куд— удерживающая катушка; К — замыкающий контакт реле; ЛK— контакт линейного контактора; С— пусковое сопротивление; М — двигатель
При включении линейного контактора (ЛК) электродвигатель включается на напряжение сети через пусковое сопротивление, которое ограничивает пусковой ток двигателя в первый момент пуска.
Когда в процессе разгона двигателя напряжение на его якоре возрастает настолько, что усилие, создаваемое ампер-витками в рабочей катушке, превысит усилие, создаваемое ампер-витками удерживающей катушки и возвратной пружиной, реле срабатывает и своими контактами шунтирует пусковое сопротивление.
Для защиты двигателей постоянного тока применяют электромагнитные реле тока (Р-10) и напряжения (Р-10Н).
Конструктивно эти реле выполнены так же, как реле Р-30 и Р-30-У, но без удерживающей катушки.
Некоторые типы электромагнитных реле в зависимости от исполнения могут выполнять функции реле тока или реле напряжения, или реле выдержки времени, или промежуточного реле. Например, реле постоянного тока серии
РЭ-500 изготовляются в следующих исполнениях: реле времени типов РЭ-511, РЭ-513, РЭ-515; реле минимального тока типа РЭ-530; реле напряжения и промежуточные типа РЭ-510.
Конструкция реле РЭ-500 приведена на рис. 22.
Рис. 22. Общий вид реле РЭ-500
1 — сердечник; 2 — демпфер; 3 — пружина оттяжная; 4 — гайка регулировочная; 5 — винт упорный; 6 — якорь; 7— немагнитная прокладка; 8— катушка втягивающая; 9 — блок-контакты; 10 — заводская табличка
Выдержка времени образуется благодаря применению специальных демпферов, которые надевают на сердечник.
Демпфер представляет собой медную или алюминиевую гильзу, которая, будучи надетой на сердечник, образует короткозамкнутый виток с очень малым активным сопротивлением. В таком витке при отключении основной обмотки наводится большой электрический ток за счет э. д. с. самоиндукции. Этот ток создает магнитное поле, удерживающее якорь реле на некоторое время притянутым. Таким образом создается выдержка времени на отпадание якоря.
Рис. 23. Общий вид реле РЭВ-2161
1— якорь; 2 — сердечник; 3 — втягивающая катушка; 4 — пружина; 5 — контактная система; 6 — гайка; 7 — упор
Для получения выдержки времени при втягивании якоря используют механические (типа РЭ-218 и РЭВ-218), пневматические (серии РВП-2) и маятниковые (типа РВМ-2) реле времени с электромагнитным приводом.
В схемах автоматического управления электродвигателями переменного тока напряжением до 380 В для защиты двигателей при коротких замыканиях, перегрузках и при исчезновении напряжения применяют электромагнитные реле управления серии РЭВ-2100. Серия состоит из следующих типов: реле максимального тока с самовозвратом — РЭВ-2111; реле максимального тока с ручным возвратом — РЭВ-2112; реле напряжения—РЭВ-2161.
На рис. 23 показан общий вид реле типа РЭВ-2161.
Рис. 24. Общий вид реле ЭП-41-Б
1 — катушка; 2 — якорь; 3 — шток; 4 — подвижные контакты; 5 — неподвижные контакты; 6 — основание
В качестве промежуточных реле в цепях управления электроприводами широко применяют электромагнитные реле типов РП, PПM, ПЭ, ЭП с количеством пар контактов (цепей) от двух до шести. Эти реле по своей конструкции очень просты. Все подвижные контакты реле закреплены на вертикальном штоке, который соединен шарнирно с якорем (рис. 24).
Зажимы у всех реле обозначены цифрами, а зажимы, к которым должны подключаться провода одинаковой полярности, кроме цифр обозначены еще и звездочками.
В зависимости от конструкции зажимов реле могут быть предназначены для переднего или заднего присоединения проводов. Зажимы аппаратов для переднего присоединения проводов выполнены в виде контактных пластин, а для заднего присоединения — в виде контактных шпилек.