Содержание материала

Прочитать схему электрических соединений — это значит получить все данные об аппаратах, приборах и проводниках, составляющих данную схему, определить их назначение и порядок работы.
Чтение схемы какого-либо устройства начинают с определения ее назначения, записанного в угловом штампе, и знакомятся с примечаниями на чертеже.
Читать схему соединений вторичных цепей нужно после предварительного изучения схемы первичной цепи.
Разбирать схему надо начиная от источников питания (от аккумуляторных батарей, вторичных обмоток трансформаторов напряжения и тока и т.п.).
Схема состоит из нескольких электрически не связанных между собой цепей, поэтому поочередно рассматривают каждую цепь в отдельности. Лучше сначала разобрать схемы цепей, питаемых от вторичных обмоток трансформаторов тока, а затем перейти к цепям тока управления.

Рис. 54. Развернутая схема управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с торможением противовключением

В качестве примера можно прочитать принципиальную схему управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с торможением противовключением (рис. 54).
На схеме все элементы аппаратов изображены в положении, когда по ним не протекает ток. Включив линейный рубильник, подают напряжение в цепи управления. Запускают двигатель нажав кнопку «пуск», которая замкнет цепь катушки линейного контактора Л.
Проследим эту цепь: фаза Л2, предохранитель, кнопка «стоп», кнопка «пуск», размыкающие блок-контакты контактора торможения Т, катушка контактора Л, контакты тепловых реле 1РТ и 2РТ, фаза Л3. По цепи пройдет ток, и контактор Л включится. Одновременно замкнутся замыкающие блок- контакты Л и разомкнутся размыкающие блок-контакты Л. Двигатель наберет обороты, и индукционное реле скорости РКС, включенное в цепь катушки контактора торможения Т, замкнет свои контакты.
При отключении двигателя кнопкой «стоп» или автоматически замыкающие блок-контакты Л размыкаются, а размыкающие блок-контакты Л замкнутся и включат в цепь катушку контактора торможения Т. Контактор торможения будет включен до тех пор, пока скорость двигателя не приблизится к нулю и реле РКС разомкнет свои контакты и тем самым разорвет цепь катушки Т.
Можно рассмотреть более сложную принципиальную схему управления, блокировки и сигнализации электропривода трехсекционного конвейера (рис. 55). Блокировка здесь применена для предотвращения завала механизмов транспортируемым материалом в случае остановки первого или второго конвейера.
Схема работает так, что остановка любого из приводных электродвигателей влечет автоматическую остановку всех предыдущих электродвигателей (по ходу движения материала). Для этого в цепь управления магнитного пускателя каждого электродвигателя последовательно включают замыкающие 3 блок-контакты магнитного пускателя последующего электродвигателя.

Рис. 55. Развернутая схема управления, блокировки и сигнализации электропривода трехсекционного конвейера

Таким образом, магнитный пускатель 3К электродвигателя М3 третьего конвейера можно включить только тогда, когда замкнутся блок-контакты 2К3 магнитного пускателя 2К электродвигателя М2. В свою очередь магнитный пускатель 2К может быть включен после включения магнитного пускателя 1К электродвигателя M1 первого конвейера.
В схеме имеется также световая сигнализация положения пускателя, необходимая при диспетчерском управлении конвейерами. В выключенном состоянии каждого магнитного пускателя размыкающие Р контакты 1К2, 2К2, ЗК2 замкнуты и светятся зеленые лампы ЛЗ. При включении любого из магнитных пускателей указанные выше контакты размыкаются и разрывают цепь соответствующей зеленой лампы, а красная лампа ЛK через один из замыкающих 3 блок-контактов (1К1, 2К1, ЗК1) включается.