Содержание материала

Одной из проблем функционирования энергосистем является техническая эксплуатация электрооборудования. Под технической эксплуатацией понимается процесс правильного оперативного использования электрической части станций и сетей для производства, передачи и распределения электрической энергии, а также выполнения планово-предупредительных ремонтов (ППР) оборудования, зданий и сооружений.
ППР представляет комплекс работ, направленный на поддержание и восстановление работоспособности оборудования путем эксплуатационного обслуживания, ремонта и замены изношенных деталей и узлов, дальнейшее обеспечение его надежной экономической работы. Он включает межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.
Межремонтное обслуживание носит профилактический характер. Оно состоит в проведении регулярной чистки и смазки оборудования, осмотре и проверке работы его механизмов, смене деталей с коротким сроком службы, устранении мелких неисправностей. Эти работы, как правило, выполняются без останова оборудования, в порядке его текущей эксплуатации.
Текущий ремонт — это комплекс ремонтных работ, проводимый в период между двумя очередными капитальными или средними ремонтами. Текущий ремонт проводится без демонтажа и в ряде случаев без вскрытия оборудования, но он требует кратковременного останова оборудования и вывода его из работы со снятием напряжения. При текущем ремонте производятся наружный осмотр, чистка и смазка, проверка работы механизмов, ремонт поломанных и изношенных деталей и др.
При капитальном ремонте производятся вскрытие и ревизия оборудования с тщательным внутренним осмотром, измерениями, испытаниями и устранением обнаруженных недостатков. Капитальный ремонт производится по окончании срока межремонтного периода, устанавливаемого для каждого вида оборудования. В отличие от текущего капитальный ремонт является не столько профилактическим, сколько восстановительным. Он связан с частичным демонтажом оборудования, сменой крупных и наиболее важных износившихся деталей. На проведение этих работ предварительно составляется дефектная ведомость. Во время капитального ремонта выполняется модернизация οтдельных элементов и узлов. Капитальный ремонт производится по типовой номенклатуре, т. е. по заранее составленному перечню работ, который составляется для каждого вида оборудования.
Средний ремонт занимает промежуточное положение между ткущим и капитальным ремонтами и осуществляется с целью восстановления ресурса узлов, срок службы которых меньше периода между последовательными капитальными ремонтами.
Различные виды ремонтных работ объясняются неравномерностью износа отдельных узлов и элементов. Так, масло в двигателе следует менять чаще, чем подшипники, а подшипники чаще, чем обмотку статора и т. д. В результате средний ремонт включает в себя весь объем работ текущего ремонта, а капитальный ремонт — весь объем среднего.
Периодичность капитального, среднего и текущего ремонта и длительность простоев при этих ремонтах регламентируются Правилами технической эксплуатации электрических станции и сетей. Так, для энергоблоков капитальный ремонт выполняется через четыре года, средний — через два, а текущий— ежегодно, т. е. предусматривается следующий цикл ремонтных работ: текущий — средний — текущий — капитальный ремонты.
Увеличение или уменьшение периодичности и увеличение продолжительности ремонта по сравнению с нормативными сроками допускается в зависимости от состояния оборудования и объема проведения сверхтиповых работ только по разрешению вышестоящих организаций при соответствующем техническом обосновании.
Вывод агрегатов в ремонт уменьшает величину и территориальную структуру оперативного резерва мощности, а также изменяет состав работающих агрегатов, что, в свою очередь, приводит к изменению экономических характеристик ЭЭС.
Следовательно, планирование ремонтов генерирующего оборудования заключается в назначении таких моментов вывода агрегатов в плановый ремонт, которые обеспечивают, с одной стороны, минимум эксплуатационных издержек (в основном затрат на топливо), а с другой — максимально возможную надежность электроснабжения потребителей ЭЭС, т. е. в распределении полного резерва мощности между его ремонтной и оперативной составляющими. Данная задача известна под названием оптимального планирования ремонтов основного оборудования энергосистемы. В ее решение большой вклад внесли научные коллективы, возглавляемые Д. А. Арзамасцевым, М Г. Ботвинником, Т. А. Волковым, Ф. Г. Гусейновым, Ю. Н. Руденко, В. М. Синьковым, Е. В. Цветковым, X. Ф. Фазыловым.