Содержание материала

III. НОВОЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЖИЛИЩНОГРАЖДАНСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Небывало широкий размах жилищного и гражданского строительства последних лет повлек за собой внедрение новых методов и форм организации электромонтажных работ. В электромонтажных трестах Главэлектромонтажа Минмонтажспецстроя СССР большое распространение получила система специализации звеньев, бригад и даже целых участков, а на домостроительных комбинатах — система комплексных бригад.
Опыт ряда монтажных трестов Главэлектромонтажа и Главмосстроя показал, что при строительстве жилых и гражданских зданий на больших жилых массивах (микрорайон, город-спутник, новые города) электромонтажные работы целесообразно выполнять специализированными участками монтажного управления. В управлении выделяют самостоятельный участок по выполнению монтажа всех кабельных и воздушных линий электропередачи (ЛЭП) и трансформаторных подстанций и один или несколько самостоятельных участков по выполнению внутренних электромонтажных работ в жилых и гражданских зданиях. Такая специализация участков по видам работ обеспечивает повышение производительности труда, снижение трудовых затрат и улучшение качества выполняемых работ.
При производстве внутренних электромонтажных работ комплексными бригадами специализированных участков тщательно распределяют работу между бригадами и их членами. Как правило, обязанности между членами бригад распределяют с учетом квалификации и опыта того или иного члена бригады. Каждый рабочий выполняет определенную операцию, но при необходимости он может заменить рабочего, выполняющего другую операцию.
Такая взаимозаменяемость очень ценна: при выполнении работы одновременно на нескольких зданиях бригаду делят на звенья по два- три человека, и любое звено выполняет полный комплекс работ на жилом здании. В комплексных бригадах целесообразно выделять специализированное звено механизаторов по дыропробивным работам, оснащенное комплектами электрифицированных инструментов и механизмов.
В практике работы треста Кавэлектромонтаж широкое распространение получили специализированные бригады, обеспеченные автомобилями с фургонами и прицепами, оборудованными различными технологическими механизмами, приспособлениями и электрифицированным инструментом, предназначенными для электромонтажных работ по монтажу жилых и гражданских зданий, по монтажу кабельных линий, по монтажу наружного освещения и ЛЭП напряжением до 10 кВ, и т. д.
Организация специализированных бригад на технологических автомобилях позволяет электромонтажникам быть более мобильными и выполнять работы оперативно и одновременно на нескольких объектах. При таком методе работ достигается также максимальное использование механизмов, приспособлений и других средств монтажа, которыми оснащены специализированные автомобили и прицепы. При этом значительно повышается производительность труда и снижаются скрытые потери времени (примерно на 3% общего времени, затраченного бригадой), сокращается время на подготовительные и заключительные операции, устраняются или сокращаются внутрисменные потери времени, которые при обычных бригадах возникают в результате отсутствия материалов, орудий труда, фронта работ.
Годовая экономия от внедрения одного специализированного автомобиля составляет в среднем 2675 руб.

Специализированные бригады применяют следующие автомобили.

  1. Специализированный автомобиль для выполнения дыропробивных, сварочных работ и монтажа контуров заземления, укомплектованный следующим основным оборудованием: слесарный верстак, генератор переменного тока, радиостанция двусторонней связи. В кузове помещены контейнеры с мотажными инструментами и материалами, кабельные барабаны и электроды заземления.
  2. Специализированный автомобиль или прицеп для монтажа кабельных муфт, укомплектованный следующим основным оборудованием: слесарный верстак, бензоэлектрический агрегат, обогревательная камера для монтажа эпоксидных муфт, радиостанция двусторонней связи. В кузове помещены контейнеры для монтажных инструментов и материалов.
  3. Специализированный автоприцеп для монтажа трансформаторных подстанций и закрытых распределительных устройств, укомплектованный следующим основным оборудованием: слесарный верстак, сварочный трансформатор, лебедка, домкрат и контейнер с инструментами и материалами.
  4. Специализированный автомобиль с прицепом для монтажа силового электрооборудования, укомплектованный средствами малой механизации, генератором мощностью 12 кВт, подъемным приспособлением грузоподъемностью 1,2 т и радиостанцией двусторонней связи. На одноосном прицепе установлены сварочное оборудование и преобразователь частоты.
  5. Специализированный автомобиль с прицепом для монтажа электроосвещения жилых и гражданских зданий, укомплектованный следующим основным оборудованием: генератор мощностью 12 кВт, преобразователь частоты, радиостанция двусторонней связи, сварочный трансформатор, слесарный верстак. На прицепе установлены контейнеры для монтажных инструментов и материалов.
  6. Прицеп специализированный для монтажных работ на воздушных линиях электропередачи напряжением 1—10 кВ, укомплектованный следующим основным оборудованием: электростанция мощностью 4 кВт, преобразователь частоты, привод ПЭУ-2, электротрамбовки и другие приспособления, механизмы и инструменты. Прицеп предназначен для работы совместно со специальными механизмами на автомобилях (вышки, краны, гидроподъемники, автоямобуры).

В ряде трестов Главэлектромонтажа (Уралэлектромонтаж, Южуралэлектромонтаж и др.) внедряется научная организация труда на жилищно-гражданском строительстве с составлением сетевых локальных графиков производства работ на типовых жилых зданиях, школах и детcких садах. Так, трест Южуралэлектромонтаж совместно с научно-исследовательской станцией (НИС-29) разработал карту типовой организации труда на монтаж электрического освещения жилых зданий серии I-447C, строящихся по типовым проектам различных модификаций (см. приложение).
Первая особенность карты типовой организации труда заключается в том, что она отражает в своем содержании научную организацию труда на небольшом, но типовом объекте, имеющем массовое распространение.
Карта составлена с учетом внедрения передовой технологии электромонтажных работ и содержит в себе: типовую калькуляцию трудовых затрат, ведомости материалов, применяемого инструмента и указания по технике безопасности.
Второй особенностью этой карты является сопровождение ее типовым сетевым локальным графиком, который может быть использован мастерами на всех участках, где ведется строительство по типовым проектам.
Типовые производственные калькуляции составляют на полный комплекс электромонтажных работ по жилому зданию, школе, трансформаторной подстанции, кабельным сетям, наружному освещению и т. д. В соответствии с калькуляциями выписывают и широко применяют аккордные наряды. Дополнительные работы, а также работы, своевременно не учтенные калькуляцией, не входящие в комплекс монтажных работ, оплачивают по специальным нарядам с красной, зеленой или синей чертой (полосой) и только с разрешения руководителя управления.
В последнее время ряд организаций Главэлектромонтажа (тресты Сибэлектромонтаж, Волгоэлектромонтаж, Южуралэлектромонтаж, Дальэлектромонтаж и др.), Главмосстроя и других ведомств при строительстве крупноблочных и крупнопанельных зданий выполняют свои работы за одну стадию, совмещая их со строительными и отделочными работами по согласованному поточному графику ведения строительных и монтажных работ. Технология выполнения электромонтажных работ в одну стадию широко применяется, как правило, при строительстве зданий серий Ι-464Α; I-335C и др., имеющих каналы для электропроводок. В этих домах используют подпотолочные выключатели и надплинтусные штепсельные розетки.
Одностадийный монтаж позволяет своевременно обеспечить электроэнергией внутри здания строительные, санитарно-технические, отделочные и другие работы на протяжении всего периода строительства без лишних затрат на монтаж сетей временного электроснабжения. При этом устраняется технологическая зависимость строительных и отделочных работ от электромонтажных и наоборот, вследствие чего сокращаются сроки электромонтажных работ и уменьшаются затраты труда.
Для упорядочения взаимоотношений со строителями при выполнении одностадийного монтажа необходимо:
сдавать по требованию строительных организаций постоянные электропроводки в целом по дому или по вводной секции для временной эксплуатации их генподрядчиком, оформляя сдачу соответствующим актом;
указывать в актах приемки-сдачи работ, что в процессе эксплуатации временного освещения ответственность за соблюдение правил техники безопасности, исправность электропроводок и установочных изделий и электроконструкций возлагается на генподрядчика и что последний обязан сдать сети электрического освещения заказчику и энергосбыту, предварительно выполнив при необходимости ремонт (по взаимному согласию электромонтажников и строителей электромонтажная организация может производить ремонт — восстановление электропроводок и сдавать их заказчику и энергосбыту). Однако ремонт должен осуществляться после соответствующего оформления наряда-заказа на дополнительные работы и получения необходимых материалов от генподрядчика.