Содержание материала

Одним из основных элементов проекта каждой воздушной линии являются размещение опор на трассе линии и в связи с этим определение количества опорных конструкций (опор и оснований), изоляторов и линейной арматуры. Естественно, что рационально выполненное проектное размещение опор создает известные предпосылки для обеспечения необходимых технико-экономических и эксплуатационных показателей сооружения в целом. В связи с этим особую актуальность вопросы рационального размещения опор по трассе приобретают для воздушных линий, располагаемых в черте застроенных и планируемых территорий, в частности для внутризаводских линий электропередачи, предназначенных для электроснабжения энергоемких производств. Как показал опыт проектирования и строительства подобных воздушных линий, характерной особенностью их являются сравнительно высокая стоимость из-за использования тяжелых и сложных конструкций опор и оснований, больших объемов работ по переустройству существующих воздушных линий связи и линий электропередачи, расположенных в зоне этих воздушных линий, а также малые значения коэффициента использования расчетного пролета kи и коэффициента прямолинейности трассы kи.

Как правило, абсолютные величины указанных коэффициентов не превышают 0,6—0,75 и 0,5—0,7. Для магистральных воздушных линий коэффициенты ka и kn не меньше 0,8—0,9 и 0,7—0,9. Поэтому в данных случаях при размещении опор по профилю при определении их количества и типов обычно руководствуются в первую очередь соображениями экономического характера. Другими словами, нужно достигнуть возможно большего экономического эффекта за счет широкого применения специальных проектных решений (использование «на отдельных участках опор пониженного или повышенного габарита, применение специальных тяжений по проводам с целью снижения нагрузок на опорные конструкции и т. п.). С другой стороны, условия расположения трассы воздушной линии на промышленных площадках в непосредственной близости от существующих инженерных сооружений требуют при проектном размещении опор учитывать возможность сборки и установки опорных конструкций, передвижения транспорта в процессе монтажа, размещения механизмов и приспособлений, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ. Для проектного размещения опор используются продольный профиль и план трассы воздушной линии, построенные в соответствующих масштабах, и результативные данные механического расчета проводов, главным образом расчетные величины напряжений в их материале, соответствующие режимам максимальных стрел провеса.
Как показывает опыт проектирования, наиболее удобными масштабами продольного профиля внутризаводских воздушных линий являются масштабы 1:2000 (по горизонтали) и 1 :200 (по вертикали). Для линий малой протяженности (не больше 1—1,5 км), а также для всех линий (или отдельных участков) с большим количеством подземных и надземных инженерных сооружений для построения профиля обычно принимаются масштабы соответственно 1 : 1 000 и 1 : 100. План трассы в целях наибольшей детализации при размещении оснований опор в условиях стесненной трассы вблизи существующих сооружений и разного ряда коммуникаций составляется, как правило, в крупном масштабе, обычно 1 : 1 000 или 1 : 500 (в зависимости от протяженности трассы и насыщенности ее инженерными сооружениями в габаритной зоне ВЛ).
В настоящее время в проектной практике при размещении опор по профилю используются как графический, так и графо-аналитический методы. Последний находит широкое применение при проектировании внутризаводских линий, как правило, небольшой протяженности, с большим количеством надземных инженерных сооружений. Суть метода заключается в определении местоположения опор и выборе их типа путем предварительного расчета переходов через сооружения и расчета расстояний по горизонтали от проводов до надземных коммуникаций, сооружений и устройств, расположенных вблизи трассы линии. Необходимые рекомендации для определения этих расстояний изложены в § 4-4 и 4-5.

Рис. 4-14. Шаблон для размещения опор по профилю. а— общий вид; б — построение кривой y—kx2, 1 — кривая провисания провоза; 2 — «габаритная» кривая; 3—«земляная» кривая; 4— ось симметрии шаблона.
Графический метод наиболее удобно применять при размещении опор линий, имеющих сравнительно большую протяженность (больше 1,5—2 км) с небольшим числом пересекаемых инженерных сооружений и неровным рельефом.
Данный метод заключается в размещении опор при помощи специального шаблона, который представляет собой ряд кривых (парабол), соответствующих кривой максимального провисания провода и расположенных одна под другой с определенным сдвигом вдоль вертикальной оси (рис. 4-14,а). Интервалы сдвига между кривыми определяются по ПУЭ нормируемыми расстояниями от провода до поверхности земли (кривые 1—2) и активной высотой опор, установка которых предполагается на данном участке линии (кривые 1—3).
Построение кривой 1 шаблона (рис. 4-14,6) выполняется по точкам, значения которых в осях координат определяются по формуле
(4-66)
В этой формуле величина х является переменной величиной и представляет собой длину полупролета провода, т. е.
Величина k для каждых расчетного пролета и марки провода остается неизменной и поэтому называется постоянной шаблона. Абсолютное значение k вычисляется из выражения
(4-67)
где сГр — напряжение в материале провода, соответствующее режиму максимальной длины стрелы провеса, кГ/мм2; ур — удельная нагрузка на провод, кГ/м-мм2, соответствующая напряжению сгр.

Рис. 4-15. Деталь размещения опор по профилю при помощи шаблона.
Определение режима максимальной длины стрелы провеса для тех или иных районов СССР по гололеду и ветру в каждом случае может быть осуществлено по рекомендациям § 4-5. Шаблон выполняется в том же масштабе, что и профиль трассы, на прозрачной кальке или целлулоиде. При наложении на профиль ось симметрии шаблона должна быть строго параллельна ординатам профиля. Деталь размещения опор по профилю при помощи шаблона приведена на рис. 4-15. Как видно из рисунка, кривая провисания нижнего провода совмещается с точками подвеса его на смежных опорах. При этом «габаритная кривая», не опускаясь ни в одной точке ниже линии профиля, обеспечивает тем самым нормируемое расстояние от провода до поверхности земли. «Земляная» кривая фиксирует место установки смежной опоры, которое является точкой пересечения этой кривой с линией профиля. Последовательными перемещениями шаблона вдоль профиля производится размещение опор по всей трассе линии. При этом местоположение опор на переходах через сооружения и другие препятствия .выполняется графо-аналитическим методом в соответствии с рекомендациями § 4-5.