Содержание материала

Главa IV
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Важнейшим методическим принципом разработки ситуационного обзора является выявление и систематизация организаций, разрабатывающих сложившиеся и развивающиеся направления проблемы, и организаций, в которых потенциально возможно внедрение результатов разработок этих направлений.
Первые выявляются прямым использованием материалов статей, конференций и других мероприятий, проводившихся по данной проблеме, анализом материалов из профильных и смежных журналов, анализом патентных источников информации и т.д.
Вторые определяются информационно-логическим анализом, который заключается в сопоставлении выявленных в процессе анализа информации и сфер применения конкретного объекта внедрения и наличия этих сфер применения на рассматриваемой территории, которые накапливаются в банке данных подсистемы изучения информационных потребностей органа информации.
Сопоставление системы организаций для решения развития проблемы и системы организаций, реализующих эти решения, позволяет выявить недостатки проблемы и наметить пути их устранения. Выявление такого рода данных может иметь решающее значение в реализации перспектив развития проблемы.
Организации, непосредственно решающие проблему, представлены на рис. 16. Особенность схемы состоит в том, что каждой организации, включенной в нее, присваивается цифровой код. Каждая из выявленных организаций разрабатывает определенные направления проблемы. В комплексе эти направления представлены на рис. 3. Коды выявленных организаций проставляются в выделенных на схеме направлениях развития проблемы в соответствии с направлениями их работ. Схемы составлены таким образом, чтобы, следуя предложенному принципу, их можно было бы дополнять и перекомпоновывать в соответствии с наступившими или неучтенными изменениями.
Такое представление сведений имеет определенные достоинства для различных категорий потребителей информации, в том числе непосредственно и для информационных работников. Обзор превращается в своего рода справочник, поисковую систему, позволяющую решать ряд практических задач. Если какая-то организация наметит внедрение подходящего для ее условий описанного направления, то по схеме она может определить организации, с которыми ей необходимо установить деловые контакты.
Такие схемы особенно ценны при координировании исследований проблемы. Например, с их помощью можно очень быстро определить крут участников и тематику докладов проведения конференций по проблеме. Для информационных работников такие схемы необходимы для комплектования спец- картотеки и спецфонда по проблеме, а также при выполнении ответов на запросы, организации избирательного распространения информации и т. д.
В обобщенном виде (на уровне министерств, и ведомств) организации, для которых рекомендуется внедрение достижений в решении проблемы, представлены на рис. 17. Эта схема описывает конкретные министерства и ведомства данной территории, для которых рекомендуется внедрение имеющихся достижений в решении проблемы, она также является (как и весь обзор в целом) методическим указанием как для органов информации, непосредственно находящихся в подчинении перечисленных министерств и ведомств, так и для органов НТИ на предприятиях и в организациях этих министерств и ведомств по пропаганде и содействию внедрения выявленных достижений.
Полезна схема при разработке текущих и перспективных планов развития народного хозяйства, при разработке схемы размещения и развития производительных сил республики и при выполнении других задач.
Конечно, в обзоре не отражены все аспекты, интересующие специалистов, да их и невозможно полностью отразить в этом виде издания. Даже в монографии вряд ли можно полностью ответить на все вопросы. Кроме того, обзор фиксирует состояние вопроса на какой-то определенный момент времени, тогда как проблема разрабатывается непрерывно.
Поэтому все то, что не отражено в обзоре, должно комплектоваться в специализированной картотеке. При этом процесс комплектования того, что уже было, и текущее комплектование — это работа не одного года. При таком комплектовании, которое должно лежать в основе функционирования следящей информационной системы за достижениями науки и техники, возможно накопление фактического материала для подготовки серии обзоров по вопросам, не нашедшим отражения в настоящем издании и, кроме того, его наличие и накопление текущих сведений создают предпосылки для научно-обоснованного отбора достижений науки и техники для отражения их в информационных листках, библиографических указателях, экспресс-информаций и других видах издательской продукции информационных органов.
Следует отметить, что при описании гелиотехнических аппаратов и установок в обзоре приводятся только сведения, удовлетворяющие в основном потребности тех специалистов, которые должны принять решение о внедрении этих аппаратов. Это касается в основном подробно приводимой технико-экономической характеристики каждой гелиоустановки. Этого, конечно, недостаточно для специалистов, которые занимаются научными разработкам I и и для которых наиболее ценным являлось бы систематизация направлений научных исследований по каждой тенденции и оценка достигнутого уровня в каждом из них с выходом на прогнозирование. Но это является объектом для последующих разработок по проблеме.
Вышесказанное относится и к патентному анализу по проблеме.
На основе таких проработок должна вестись дальнейшая разработка ситуационных схем. Их разработка должна вестись исходя из схемы на рис. 3. Из этой схемы выбирается сформулированное направление, которое разрабатывается в соответствии с иерархией выявленных поднаправлений, т.е. схемы относятся таким образом, что они вытекают одна из другой. Разработка схем, как и комплектование спецкартотеки должно являться непрерывным процессом.
Настоящий обзор является методическим документом для комплектования спецкартотеки. Он также определяет выбор поисковых признаков для разработки информационно-поисковой системы этой картотеки.

Охарактеризуем теперь основные моменты в организации решения проблемы.

Если давать оценку в целом по стране, то положи тельным моментом в радикальном улучшении положения в части организации и координации ранее разобщенных работ является то, что их большинство в настоящее время выполняется в соответствии с пятилетним координационным планом по проблеме, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике.
По проблеме определены головные научно-исследовательские институты.


Рис. 16. Система организаций по решению проблемы использования солнечной энергии


Рис. 16. Система организаций по решению проблемы использования солнечной энергии


Рис. 17. Потенциальные потребители результатов разработки проблемы использования солнечной энергии

Отрицательным моментом является то, что до сих пор в стране нет специализированных конструкторского бюро и завода по проектированию и изготовлению гелиоустановок. Отсюда низок уровень практического использования гелиотехнических аппаратов.
В 1974 г. должен начать выпуск гелиоаппаратов строящийся в Узбекской ССР специализированный завод.
Настоящий обзор показывает, насколько сложной в информационном отношении является проблема использования солнечной энергии. Вероятно, он показывает ценность сделанной и необходимость последующей информационной проработки проблемы, разумеется, уже на более высоком уровне и по всему комплексу ее аспектов развития. Но чтобы, выполнить эту работу, необходимо располагать исчерпывающим документальным фондом по проблеме, организовать систему текущего его пополнения и обработки. В полном объеме и непрерывно в течение последующих лет выполнять такую работу КазНИИНТИ, подготовивший настоящий обзор, не может, поскольку в сфере его задач находятся сотни подобных проблем.
Следовательно, напрашивается вывод, что в системе организаций, представленных на рис. 16, необходимо организовать специализированный информационный центр по проблеме, выполняющий функции следящего и оповещающего органа общегосударственного уровня. Такой центр информации целесообразнее всего организовать при головном НИИ по проблеме, так как в нем все равно создается фонд документов, который должен лежать в основе деятельности такого центра, и имеется коллектив высококвалифицированных специалистов, которых можно будет привлечь к участию в работе этого центра.
Тогда схема взаимодействия такого органа информации с остальными по подготовке обзоров будет следующей. Специализированный центр по проблеме разрабатывает обзоры по предложенной и другим методикам с ориентирующей привязкой выявленных направлений в развитии проблемы к соответствующим территориям или отраслям. Эти документы он направляет в республиканские центры информации, которые, используя их как полуфабрикат, тратят основные усилия на привязку выявленных направлений к региональным условиям, в результате чего обзор в каждом центре приобретает новое качество. Возвращаясь в специализированный центр, они заканчивают созданный таким образом замкнутый цикл обмена информацией.
Подготовив настоящий обзор, КазНИИНТИ по выявлению тенденций развития проблемы и системы организаций, разрабатывающих эти тенденции, фактически выполнил функции такого центра. При этом основное время (около 80%), затраченное на составление обзора, пришлось на выполнение этих работ. Из-за этого, меньше, чем было нужно, осталось времени на привязку этих тенденций к региональным условиям республики. Если бы КазНИИНТИ имел в готовом виде указанные схемы, то можно было бы более тщательно выполнить анализ региональных условий реализации выявленных тенденций.
Но основная суть этих рассуждений заключается в том, что если бы в общегосударственной системе НТИ существовал не один, а много специализированных центров информации по различным проблемам, то, пользуясь результатами их деятельности, территориальные органы НТИ могли бы более эффективно выполнять свою деятельность по многим проблемам одновременно.
Таким образом, на наш взгляд, необходимо создать специализированный информационный центр по проблеме, так как экономить можно на чем угодно, только не на знаниях. Более подробно вопрос о создании специализированных центров по проблемам изложен в работе ''К вопросу создания системы информационных центров по межотраслевым проблемам''. Рассмотрим теперь, как организационно решается проблема в Казахстане.
При анализе схемы на рис. 16 обращает на себя внимание гот факт, что в отличие от других республик вопросами использования солнечной энергии не занимается ни один институт АН Казахской ССР. В отличие от других республиканских академий в АН Казахской ССР нет проблемной комиссии по использованию солнечной энергии.  

Все эго выглядит несколько нелогичным, так как потенциальные возможности использования солнечной энергии в Казахстане во много раз выше, чем в любой из других республик.
Координационные функции по развитию проблемы в республике выполняет комитет по гелиотехнике при КазРСНТО, созданный в 1968 г. Он состоит из 4 секций: технической, медицинской, сельскохозяйственной, фотобиоэнергегической. В состав секций, комитета входят специалисты, работающие в научно-исследовательских институтах, вузах, проектных организациях и медицинских клиниках. Члены комитета работают в организациях, подчиняющихся разным министерствам и ведомствам. Поэтому они могут проводить исследования и проработки при условии, если эти темы будут включены в план работы соответствующей организации. Естественно, что гелиотехники, не объединенные одной организацией, финансируемой централизованно, могут решать лишь частные вопросы проблемы.
С другой стороны, комитет КазРСНТО по гелиотехнике, функционирующий на общественных началах, не может решать вопросы внедрения гелиоустановок или вменять в обязанность соответствующим организациям заниматься разработкой гелиоустановок.
Поэтому напрашивается вывод о том, что не хватает очень важного звена - централизованно финансируемой специализированной организации, занимающейся комплексом работ по решению проблемы. Она должна состоять из научно-исследовательской лаборатории, конструкторского бюро, опытного производства и испытательного полигона.
Е настоящее время решается вопрос о создании в республике центральной научно-исследовательской лаборатории, задачами которой должны являться техническое и экономическое обоснование внедрения солнечных установок в сельское хозяйство, разработка и организация внедрения простейших аппаратов и ускорение создания научно-экспериментальной базы по гелиотехнике. Организация такой лаборатории послужила бы базой для создания института по использованию солнечной энергии.

В республике не хватает и другого важнейшего звена - завода по серийному производству гелиотехнических аппаратов. Хотя в Узбекистане такой завод и строится, но вряд ли он сможет удовлетворить существующие в них потребности.
На наш взгляд, частично проблему производства гелиоаппаратов можно решить следующим образом. В обзоре выявлены гелиоаппараты, которые могут быть пущены в розничную продажу. Существует постановление партии и правительства о производстве на промышленных предприятиях товаров народного потребления. На многих предприятиях искусственно создают номенклатуру таких изделий. А чем производство гелиокухни сложнее, например, гладильного аппарата стоимостью в 60 руб.
Мы считаем, что Министерство торговли Казахской ССР и Госплан Казахской ССР, используя свои административные аппараты, должны определить потребность в гелиотехнических установках бытового назначения и разместить заказы на них на промышленных предприятиях.
Несколько слов следует сказать об организации гелиолечения. Ученым советом Министерства здравоохранения СССР этот способ признан заслуживающим внимания и рекомендован для применения.
В декабре 1959 г. созданный ранее в Алма-Ате врачебный комбинат по лечению ИКСС приказом министра здравоохранения Казахской ССР был реорганизован в республиканскую гелиофизиотерапевтическую лечебницу. В 1964 г. она была передана в распоряжение горздравотдела, и ее штаты вошли в объединенную райбольницу № 2. Такое решение практически поставило барьер дальнейшему распространению этого метода лечения. Его нельзя признать логичным даже потому, что число нуждающихся возрастает, а возможности в его проведении остаются на прежнем уровне.
Совершенно очевидно, что Министерству здравоохранения Казахской ССР необходимо восстановить в качестве республиканской Алма-Атинскую гелиолечебницу, заменить устаревшее оборудование и создать все условия для лечения больных, поставить перед лечебницей научно-исследовательскую задачу теоретического и экспериментального изучения воздействия ИКСС при лечении различных болезней.
И, наконец, несколько слов следует сказать о зарубежных организациях.
Даже по далеко не полным данным над проблемой использования солнечной энергии за рубежом работает свыше 220 фирм, университетов, научно-исследовательских и других организаций. Среди них такие известные, как АЕ6-Trelefunken (ФРГ), Boeing Airplane Company Union Carbide Corp, Westinghouse Е’lectriice Corrptoration, Mасачусетский технологический институт, Смитсоновский институт, Калифорнийский университет (США) и др.
Вопросами использования солнечной энергии занимается ряд международных организаций. Например, в международную организацию "Солнечная энергия" входит 1000 членов, половина которых находится в США, другая половина - в 84 странах мира.
Для анализа системы зарубежных организаций в КазНИИНТИ организована картотека, в которой накапливаются поступающие данные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Методология синтезирования ситуаций с успехом может применяться при проведении обзорно-аналитических работ (написание обзоров, монографий и т.д.), так как использование методологии предусматривает сбор, и систематизацию идей, имеющих отношение к проблеме, что позволяет избежать опасности недооценки отдельных направлений науки и техники, влияющих на развитие рассматриваемой проблемы.
  2. Применение методологии синтезирования ситуаций в издательской деятельности позволяет более аргументированно обосновать актуальность проблемы и историю ее развития, осветить тенденции развития проблемы вообще и  региональные особенности в частности. Причем повествование о существе проблемы добавляется системой организаций, осуществляющих или способных осуществлять решения отдельных вопросов проблемы, что делает выводы, имеющиеся в изданиях, несомненно более ценными.
  3. Использование методологии синтезирования ситуаций ставит перед информационной системой функции следящей системы за достижениями науки и техники, а в издательской деятельности, кроме того, упорядочивает (вернее, даже определяет) последующие издания по проблеме.
  4. Изучение проблемы позволило выделить 6 критериев ее оценки, которые взаимосвязаны и применимы как к проблеме в целом, так и к ее частным случаям:
  5. потенциальные запасы ресурсов;
  6. динамика возрастания потребностей в ресурсах и сроки достижения момента, когда потребности превысят их фактические запасы;
  7. наличие взаимозаменяемых ресурсов;
  8. существование ограничений использования ресурсов;
  9. экономическая целесообразность использования ресурсов;
  10. влияние проблемы на различные области науки и техники и народного хозяйства.

Анализ проблемы на основе этих критериев свидетельствуют об ее исключительной актуальности для народного хозяйства Казахской ССР.

  1. Анализ региональных условий внедрения гелиотехники в Казахстане (солнечная радиация, температура воздуха, ветер, осадки, облачность) показал, что климатические условия позволяют применять все известные виды гелиотехнических устройств. Первоочередными в использовании в народном хозяйстве республики следует признать ИКСС, солнечные водонагреватели, гелиотеплицы, гелиосушилки, солнечные кухни, кипятильники, пропарочные камеры, гелиоопреснители, солнечные водоподъемники.
  2. Одним из факторов, тормозящих развитие гелиотехники, является отсутствие обязательного планирования использования возобновляемых источников энергии. Речь идет о том,  что покрытие всего дефицита энергии потребителями планируется только за счет сжигания ископаемого топлива или гидроэлектростанций. Для ликвидации этого необходимо пересмотреть нынешние формы планирования, разработать новые или дополнить существующие графами, отражающими степень покрытия дефицита топливных фондов за счет возобновляемых источников энергии ветра и солнца. Чтобы практически осуществить это, необходимо назвать министерства и ведомства, реализующие организацию научных исследований и инженерных разработок, производство опытных и серийных образцов гелиотехники.
  3. В системе организаций, решающей проблему использования солнечной энергии в народном хозяйстве республики, не хватает очень важного звена — централизованно финансируемой специализированной организации. Это объединение должно состоять из научно-исследовательской лаборатории, конструкторского бюро, опытного производства, испытательного полигона и завода по производству серийных гелиотехнических аппаратов.