Система образования в Японии включает в себя 4 основных ступени: 6 лет начальной школы, 3 года школы 2-й ступени (средняя школа), 3 года школы 3-й ступени (высшая средняя школа) и 4 года высшего учебного заведения.
•Начальная школа.
Дети поступают в начальную школу в 6 лет и изучают основные предметы, необходимые для повседневной жизни в обществе. Часто все предметы преподаются одним учителем.
•Школа 2-й ступени (средняя школа).
Ученикам преподаются основные знания и навыки по основным необходимым обществу профессиям и в зависимости от личных качеств развиваются их способности для выбора жизненного пути. В школе 2-й ступени начинается изучение английского языка. Предметы преподаются учителями по специальности.
9 лет обучения в начальной школе и школе 2-й ступени являются обязательными. В них проходят обучение 100% детей. Родители обязаны отдавать своих детей в школу.
•Школа 3-й ступени (высшая средняя школа).
По окончании школы 2-й ступени прошедшие вступительные экзамены продолжают учебу. В школе 3-й ступени преподаются все необходимое для выбора жизненного пути на основе сознания своего предназначения. В школе 3-й ступени имеются
общеобразовательный курс, в ходе которого преподаются, в основном, общеобразовательные дисциплины и профессиональный курс, в ходе которого преподаются в основном, специальные технические дисциплины. В настоящее время соотношение курсов 3:1.
Профессиональный курс подразделяется на курсы промышленности, сельского хозяйства, торговли, морского и речного промысла и т. п. Курс "Промышленность" подразделяется на механику, электричество, науку, инженерно-строительные работы, строительство, металлургию и т. п. Школы 3-й ступени являются в основном префектурным и частными.
Высшие учебные заведения.
По окончании школы 3-й ступени прошедшие вступительные экзамены продолжают учебу. В высших учебных заведениях во главу угла ставится изучение науки. Вместе с приобретением знаний в широких областях студенты занимаются глубоким изучением и исследованиями в специальностях науки и искусства и развивают свои интеллектуальные, моральные и практические способности. Высшие учебные заведения являются не только учебными заведениями, но играют роль научно-исследовательских организаций. Срок обучения - 4 года, на медицинских и стоматологических факультетах - 6 лет.
После высшего учебного заведения возможна учеба в аспирантуре сроком 2 года и в докторантуре сроком 3 года (на медицинском факультете аспирантуры нет, докторантура - 4 года). Высшие учебные заведения имеются государственные, префектурные и частные, причем частных гораздо больше.
Кроме указанных имеются специальные школы 3-й ступени (5 лет обучения после школы 2-й ступени) и высшие учебные заведения с сокращенным курсом обучения (2 года). (В специальных школах 3-й ступени, в отличие от высших учебных заведений, в том числе и с сокращенным курсом обучения, в течение 5 лет обеспечивается, главным образом, приобретение практических знаний и навыков в соответствии со способностями и желаниями студента с первой стадии после окончания школы 2-й ступени. Они были учреждены в 1962 году с целью подготовки техников-практиков). Кроме того, перед начальной школой многие дети ходят в детский сад (1-3 года). Помимо этого имеются специализированные школы и педагогические училища, а также находящиеся вне юрисдикции министерства культуры профессиональные учебные центры и различные школы. Помимо них имеются специализированные курсы по программе школы Ш-й ступени и внепрограммные курсы.
8.1 Обучение и подготовка эксплуатационного персонала
В Японии обучение и подготовка эксплуатационного персонала для поддержания и повышения его навыков проводится путем командирования каждой электроэнергетической фирмой своих работников в организации, занимающиеся подготовкой, и обучения на самой фирме.
Ситуацию в Японии можно показать на примере выпускников промышленных школ, которым нужно 7-8 лет для того, чтобы стать операторами, и еще 12-14 лет - чтобы стать ответственными за эксплуатацию.
Прежде всего, наряду с обучением управлению в области атомной энергетики путем стажировки в самой фирме члены эксплуатационного персонала направляются на АЭС в качестве стажеров и получают там на протяжении года знания об АЭС путем изучения их под руководством и контролем обладающих знаниями людей. В течение 3-4 следующих лет члены эксплуатационного персонала под руководством и контролем опытных работников приобретают основные знания и технику работы в области электричества, турбин и атомных· реакторов. Кроме этого, в этот период они, как правило, направляются в учебные центры для прохождения начального и др. курсов подготовки, на которых прослушивают лекции и работают на тренажерах для освоения принципов и техники управления атомными реакторами. Поле этого еще в течение 3-4 лет по получении практического опыта работы в качестве помощников операторов, они переходят на работу операторами электрооборудования, турбин и атомных реакторов. После перехода на эту работу каждый оператор раз в 2-3 года направляется в организации по подготовке на 8-10-дневные курсы повторной подготовки, которые строятся, в основном, на работе на тренажерах. Кроме этого, планируется приблизительно раз в год направлять ответственных по эксплуатации и операторов в составе своих смен в учебные организации для прохождения курса по совместным действиям персонала на тренажерах. Этот курс непосредственно способствует улучшению техники и повышению качества коллективной работы.
Наряду с этим, операторы и другие члены эксплуатационного персонала приблизительно 3 недели в год проходят обучение по технике работы, технике безопасности, контролю и т. п., а также раз в месяц - подготовку по работе в аварийной ситуации.
На должность ответственного по эксплуатации электроэнергетические фирмы обычно назначают человека, прошедшего указанные курсы обучения и подготовки и накопившего опыт работы, имеющего обширные специальные знания в области управления блоком и богатый опыт, и получившего большие навыки в руководстве эксплуатацией, а также кадрами и работой.
Подготовка эксплуатационного персонала