Содержание материала

5.2 Меры по предотвращению ядерных бедствий.
(1) Меры, принимаемые государством, местными муниципальными органами и электроэнергетическими предприятиями.
а. Государство.
Центральным советом по предотвращению бедствий в стандартных планах по предотвращению бедствий, а управлением науки и техники и Министерства внешней торговли и промышленности в рабочих планах по предотвращению бедствий определяется необходимая система, а также меры, которые необходимо предпринимать для предотвращения бедствий. В соответствии с этими планами в случае катастрофы на АЭС и в случае возникновения опасности таких бедствий государство создает штаб по предотвращению бедствий, а Центральный совет по предотвращению бедствий созывает чрезвычайную консультационно - техническую группу.
Государство получает от чрезвычайной консультационно-технической группы технические рекомендации и дает точные указания и консультации, а также осуществляет руководство муниципальными организациями, принимающими неотложные меры по ликвидации бедствий. В местный штаб по ликвидации бедствий и на АЭС направляются специалисты, откуда поддерживается связь с министерствами и управлениями, которые в свою очередь, дают ответственным в зоне аварий указания и консультации и осуществляют руководство. Кроме того для содействия работе местного штаба по ликвидации бедствий в места постоянного дозиметрического контроля и экстренной медицинской помощи в них направляются необходимая техника и персонал.
б.                                 Местные муниципальные организации.
Местные муниципальные организации, на территории которых расположена АЭС или другой ядерный объект, в соответствии с местным планом предотвращения бедствий определяют район радиусом 8 - 10 км от АЭС, в котором принимаются важнейшие меры по предотвращению ядерной безопасности, и составляют план предотвращения ядерных бедствий с указанием организации и распределения работ, а также конкретных способов их выполнения. Для отлаженного выполнения работ по предотвращению ядерных бедствий заранее устанавливается тесная связь и сотрудничество занятых в них органах и в надлежащее время проводятся учения по предотвращению бедствий, ведется информационная деятельность с целью распространения знаний среди населения района о предотвращении бедствий.
В маловероятных случаях, когда руководство префектуры получает информацию о том, что на АЭС или другом ядерном объекте произошла авария, оно, в зависимости от ее размеров организует подготовку, и при получении указаний от государства, а также при заранее определенных обстоятельствах, организует префектурный штаб по борьбе с бедствием с губернатором во главе, и в чрезвычайной ситуации вводит в действие эту организацию. Помимо этого под руководством губернатора в городах и деревнях создаются городские и деревенские штабы по борьбе с бедствиями, которые в чрезвычайной ситуации вводят в действие эту организацию.
В чрезвычайных ситуациях эти работы подразделяются на 5 больших видов.
(а)                                Передача информации и указаний населению района.
(б)                                Постоянный контроль за окружающей средой в чрезвычайных обстоятельствах.
(в)                                Эвакуация и укрытие населения района.
(д)                                Ограничения на употребление продуктов питания.
(е)                                Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
Передача информации и указаний населению района обеспечивается префектурным штабом по ликвидации бедствий путем запроса средств информации, таких как радио и телевидение, на передачу экстренных сообщений и достижения договоренности о сотрудничестве. В городах и деревнях информация распространяется также по частным вещательным каналам, с помощью рыболовецкой связи и рекламных транспортных средств. Помимо этого в местных планах предотвращения бедствий, составляемых местными муниципальными организациями, определяются места эвакуации и укрытия населения района и пути передвижения к ним. При необходимости префектурный штаб по борьбе с бедствиями принимает решение об ограничениях на употребление продуктов питания и медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
При проведении работ местные муниципальные организации получают консультации от государственных специалистов. Работы ведутся совместно с техническими специалистами с привлечением к участию в них специалистов с электроэнергетических предприятий. Во время принятия решений об эвакуации и укрытии населения и о вводе ограничений на употребление пищевых продуктов, а также их отмены префектурный штаб по борьбе с бедствиями дает соответствующие указания населенным пунктам и сообщает об этом населению района через средства информации.
в.                                   Электроэнергетические предприятия.
Электроэнергетические предприятия определяют организацию работ и средства на случай чрезвычайной ситуации и другие меры для предотвращения ядерных бедствий в соответствии с правилами безопасности атомных реакторов.
В соответствии с этими правилами, в случае аварии на АЭС или другом ядерном объекте, а также возникновения опасности аварии в главной конторе и на АЭС создаются штабы по чрезвычайной ситуации. Штабы по чрезвычайной ситуации принимают неотложные меры по контролю над аварийной ситуацией, устранению причин аварии, предотвращению ее распространения, а также обеспечивают передачу информации и поддержание связи с другими занятыми а аварийных работах организациями.

  1. Уточнения по предотвращению бедствий.

Важным условием для обеспечения слаженности при приняли неотложных мер по ликвидации бедствий является спокойствие и правильность принятых решений, распоряжений и их выполнения. С этой целью при тесном содействии государства и иных организаций местные муниципальные организации проводят отдельные или совместные учения:
а.                                              Учения по связи в чрезвычайных ситуациях;
б.                                                  Учения по непрерывному контролю за окружающей средой в чрезвычайных ситуациях;
в.                                               Комплексные учения с системой государственной поддержки.
Электроэнергетические предприятия не только активно участвуют в учениях по предотвращению бедствий, проводимых местными муниципальными организациями, но и сами проводят такие учения для главной конторы и для АЭС.

  1. Нормы, касающиеся мер защиты.

Нормы, касающиеся технических и специальных вопросов, указаны в "Указаниях по предотвращению бедствий". Основные из них таковы.
а.                                   Основания для подготовки мер по защите.
Основанием для самостоятельного начала подготовки неотложных мер по ликвидации бедствий, принимаемых местными муниципальными организациями, является превышение следующих значений:
(а) 10 мкГр/ч - мощность дозы У-излучения в воздухе, замеренная постом постоянного контроля в районе;
(б)                                                 5 м3в - предполагаемая эквивалентная доза облучения в месте проживания и работы людей.
б.                                      Зона, в которой преимущественно должны приниматься меры по предотвращению бедствий.
Зона, в которой преимущественно должны приниматься меры по предотвращению бедствий, имеют радиус 8 - 10 км от АЭС. При определении границ зоны следует принимать во внимание, помимо технического аспекта в отношении состояния оборудования, распределение населения, административное деление, топографию местности и другие постоянные особенности района, эффективность принятия неотложных мер и т. п.
в.                                    Основания для принятия мер по защите.                                                                           
Мощности дозы определяют содержание мер по эвакуации и укрытию населения, и основание для ввода ограничений на употребление пищевых продуктов.

г.                               Йодсодержащие препараты.
В случае, когда по данным постоянного дозиметрического контроля определяется, что мощность дозы облучения щитовидной железы значительно увеличивается, после комплексной оценки ситуации штаб по ликвидации бедствий распоряжается о принятии гражданами препаратов, содержащих стабильный йод.
Местные муниципальные организации постоянно обеспечивают препаратами, содержащими стабильный йод, ближайшие к АЭС или другому ядерному объекту больницы.

Система возмещения ущерба, нанесенного АЭС

Благодаря жесткому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией АЭС в Японии еще не было случаев непосредственного нанесения ущерба населению и не ожидается впредь. Однако, для того, чтобы население не испытывало беспокойств в случае, если все же произойдет связанное с АЭС бедствие, с целью уточнения того, кто несет ответственность по возмещению ущерба в результате ядерного бедствия и обеспечения денежных средств, достаточных для компенсации пострадавшим, в 1961 г. были приняты законы "О возмещении ущерба, нанесенного АЭС", и "О контракте на возмещение ущерба, нанесенного АЭС". В результате этого ответственность по возмещению ущерба возложена на атомно-энергетические предприятия. Эта ответственность является умышленной и включает в себя проведение меры по возмещению ущерба.
На основе этих законов атомно-энергетические предприятия заключают контракты на страхование ответственности по возмещению ущерба, нанесенного АЭС, со страховыми фирмами, причем для возмещения ущерба, не покрываемого этим страховым контрактом, они заключают контракт на компенсацию возмещения ущерба, нанесенного АЭС, с государством.
Система возмещения характеризуется тем, что в случае такого ущерба, в результате принятия мер по возмещению которого пострадавшим превышена сумма 30 мрд. иен, необходимую помощь оказывает государство.