Содержание материала

ТУРБОГЕНЕРАТОРЫ СЕРИИ ТФ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ МОЩНОСТЬЮ 50-110 МВт
Ориентация энергетики России на сооружение газотурбинных и парогазовых установок определила создание турбогенератора, который бы наиболее полно удовлетворял особенностям работы этих установок: повышенная маневренность, высокая надежность и экономичность, простота обслуживания и ремонта, высокая степень автоматизации. В полной мере этим особенностям отвечают турбогенераторы с воздушным охлаждением.
Турбогенераторы с воздушным охлаждением по сравнению с турбогенераторами с водородным или жидкостным охлаждением имеют более простую конструкцию и минимальный объем вспомогательного оборудования. Благодаря этому повышается надежность, сокращаются сроки монтажа, эксплуатационные расходы и затраты на ремонты, упрощается система контроля и автоматизации турбогенераторов. Отсутствие водорода повышает
пожаровзрывобезопасность турбогенератора, что является одним из важнейших достоинств турбогенераторов с воздушным охлаждением.
Для удовлетворения нужд отечественной энергетики и экспортных заказов разработаны турбогенераторы серии ТФ (Т - турбогенератор, Ф - форсированное охлаждение обмотки ротора) мощностью от 50 до 110 МВт с воздушным охлаждением, предназначенные для сопряжения с паровыми и газовыми турбинами на вновь строящихся и расширяющихся электростанциях, а также для замены отработавших свой ресурс турбогенераторов старых серий.
При проектировании турбогенераторов с воздушным охлаждением сохранена компоновка турбогенераторов единой унифицированной серии с использованием проверенных в длительной эксплуатации конструктивных решений и широкой унификации узлов Турбогенераторы имеют закрытое исполнение и охлаждаются воздухом по замкнутому контуру. Обмотка статора имеет косвенное охлаждение, обмотка ротора - непосредственное. Циркуляция воздуха обеспечивается осевыми вентиляторами, установленными на валу ротора. Воздух охлаждается водой в воздухоохладителях, встроенных в корпус статора горизонтально.
В местах выхода вала из корпуса статора выполнены кольцевые камеры, в которые подается воздух из зоны повышенного давления, создаваемого вентиляторами ротора. Это исключает попадание внутрь загрязненного воздуха. Утечка воздуха восполняется поступлением воздуха в генератор через фильтр. Корпус статора неразъемный, сварен из листовой стали.
Сердечник статора собран из сегментов электротехнической стали толщиной 0,5 мм с низкими удельными потерями на продольных профильных ребрах статора и удерживается в сжатом состоянии нажимными кольцами из немагнитной стали. Вдоль оси сердечник статора разделен вентиляционными каналами на пакеты.
Торцевая зона сердечника защищена медными экранами для расширения режимов работы турбогенератора при потреблении реактивной мощности в асинхронных режимах.
Обмотка статора трехфазная, двухслойная, стержневая. Элементарные проводники стержня транспонированы в пазовой и лобовых частях. Изоляция обмотки термореактивная, класса F, допустимые температуры - по классу В. Обмотка в пазах Закрепляется встречными клиньями из пластмассы. Линейные и нулевые выводы располагаются в нижней части статора.
Вал ротора изготавливается из цельной поковки специальной высокопрочной стали. Обмотка ротора выполнена из полосовой меди с присадкой серебра. Катушки обмотки укладываются в пазы с подпазовыми каналами, которые используются для подачи воздуха во внутренние вентиляционные каналы витков. В пазах обмотка закрепляется дюралюминиевыми клиньями Лобовые части обмотки фиксируются бандажными кольцами из немагнитной коррозионно-стойкой стали. Для защиты торцевых зон обмотки ротора от повреждения токами обратной последовательности под бандажными кольцами установлены медные сегменты, образующие короткозамкнутые кольца.
Опорные подшипники выносные; маслоснабжение - от системы смазки турбины.
Контактно-щеточный аппарат для подвода тока возбуждения к контактным кольцам ротора размещается за подшипником на стороне выводов статора.
Система возбуждения турбогенераторов - статическая, тиристорная, выполненная по схеме самовозбуждения. Источником питания является напряжение статора. Питание через понижающий трансформатор возбуждения от выводов генератора поступает в преобразовательные шкафы, которые обеспечивают выпрямление и регулирование тока, подаваемого в обмотку возбуждения.
Система возбуждения имеет два автономных и равноценных преобразователя, каждый обеспечивает все режимы работы турбогенератора.
АО «ЭЛСИБ» выпускает генераторы ТФ-50, ТФ-63, ТФ-80, ТФ-90, ТФ-110 на напряжение 10,5 кВ.