Содержание материала

Остановка агрегата. Различают следующие виды остановки агрегата; нормальную из режима генератора на автоматическом или ручном управлении; нормальную из режима синхронного компенсатора; аварийную.
Остановка агрегата из режима генератора на автоматическом управлении, Автоматическая или дистанционная остановка агрегата, не связанная с повреждением его узлов или устройств, называется нормальной. Нормальная остановка агрегата на автоматическом управлении осуществляется подачей командного импульса с пульта управления ГЭС или диспетчерского пункта управления (на телеуправляемых ГЭС) на реле остановки агрегата. Реле дает команду на отключение агрегата от сети, включение насоса принудительной смазки подпятника (при его наличии) и закрытие ограничителя открытия до положения, соответствующего полному закрытию направляющего аппарата, После закрытия направляющего аппарата агрегат некоторое время вращается по инерции.
При снижении частоты вращения до 35-40% номинальной автоматически включается торможение агрегата. После полной остановки по команде, подаваемой реле частоты вращения с некоторой выдержкой времени (спустя 5-7 с), происходит, расторможение агрегата (клапан торможения закрывается, прекращая подачу воздуха к тормозным цилиндрам; тормозная система соединяется с трубопроводом сброса воздуха и колодки тормозов отходят от тормозного диска ротора генератора); отключение насоса принудительной смазки сегментов подпятника (при его наличии); отключение подачи охлаждающей воды к устройствам генератора (если эта операция автоматизирована, а противном случае ее производят вручную).
На некоторых ГЭС с небольшими по мощности гидроагрегатами при небольших удельных нагрузках на сегменты подпятника используют схемы автоматики, при которых нормальная остановка агрегата происходит без принудительного торможения.
Остановка агрегата из режима генератора на ручном управлении. Необходимость в ручной остановке появляется при нарушениях в работе регулятора частоты вращения и элементов системы автоматики, при обнаружении неисправности клапанов срыва вакуума и холостого выпуска, при отказе в работе одного из насосов МНУ.
Агрегат останавливают после полного снятия нагрузки и отключения генератора от сети. Нагрузку с генератора снимают с помощью механизма изменения частоты вращения, механизма ручного управления или ограничителя открытия. При остановке агрегата дежурный персонал выполняет следующие операции:
включает насос принудительной смазки подпятника (если включение его требуется по условиям пускай остановки агрегата);
полностью закрывает направляющий аппарат турбины после отключения агрегата от сети ограничителем открытия (механизмом ручного управления);
производит торможение при снижении частоты вращения до 35-40 % номинальной агрегата; эту операцию выполняют или подачек воздуха на торможение непосредственно из магистрали (минуя клапан торможения), или включением торможения с местного пульта управления торможением агрегата;
отключает насос принудительной подачи смазки, растормаживает агрегат (отключает торможение), отключает подачу воды на охлаждение генератора, осматривает агрегат и подготавливает его к последующему пуску после полной остановки агрегата.
Остановка агрегата из режима синхронного компенсатора (СК). При остановке агрегата, работающего в режиме С К, все операции, связанные с остановкой, выполняют так же, как и при остановке из генераторного режима. Однако длительность снижения частоты вращения до значения, при котором включается торможение; возрастет по сравнению с остановкой из генераторного режима в несколько раз. Поэтому при необходимости остановки агрегат переводят из режима СК в генераторный, а затем дают командный импульс на остановку.

Аварийная остановка агрегата. Аварийно агрегат останавливают при нарушении в работе (неисправности) какого-либо из узлов. Остановка может быть автоматической (при действии защит агрегата) или ручной (при обнаружении неисправности, угрожающей целости оборудования или возникновении ситуации, угрожающей жизни людей).
Автоматическая аварийная остановка происходит в следующих случаях:
при действии некоторых электрических защит генератора; выключатель генератора отключается и одновременно подается команда на остановку агрегата, при этом нагрузка с генератора мгновенно снимается (происходит сброс нагрузки), что сопровождается увеличением частоты вращения генератора (агрегата) и тем большим, чем выше нагрузка перед отключением генератора;
при действии гидромеханических защит; сначала происходит разгрузка агрегата е последующей нормальной его остановкой; устройства аварийного прекращения доступа воды к турбине при аварийной остановке агрегата не работают, кроме защиты от разгона; при работе этой защиты подаются одновременно две команды - на остановку агрегата и на действие устройства аварийного прекращения доступа воды к турбине (сброс быстро падающих затворов, действие золотника аварийного закрытия направляющего аппарата и т.п.).
Аварийная остановка сопровождается звуковым сигналом, освещением табло, указывающим вид аварии (гидромеханическая или электрическая). Для определения причины отключения агрегата действием защиты на панели сигнализации устанавливают сигнальные реле, каждое срабатывает при действии соответствующей защиты. Срабатывание защиты сопровождается выпадением блинкера (флажка) и освещением соответствующего табло на панели. По положению блинкера и освещенной надписи дежурный определяет, от каких защит произошло отключение агрегату
При действии защит и аварийной остановке агрегата персонал не вмешивается в операции, происходящие автоматически, поскольку это может привести к аварийной ситуации (исключение составляет
торможение агрегата). Если при аварийной остановке агрегата автоматического торможения не происходит, его осуществляют вручную.
После выяснения причины действия защиты, устранения дефектов в оборудовании (при их наличии) и разрешения главного инженера ГЭС (начальника станции) агрегат подготавливают к пуску и включают в сеть.
Положение оборудования в резерве. Подготовленный к пуску агрегат может быть пущен или оставлен в резерве. Если агрегат находится в резерве и получено распоряжение о его пуске, специальной подготовки к пуску не требуется, так как он должен быть в состоянии готовности к немедленному пуску без Проведения подготовительных операций и проверок. Пребывание агрегата в резерве предусматривает следующее:
гидротурбина должна находиться под полным напором при полностью открытых затворах водоприемных отверстий и закрытом направляющем аппарате;
на гидроэлектростанциях с напорными трубопроводами затвор с оперативным управлением, расположенный непосредственно перед спиральной камерой, должен быть закрыт, а трубопровод заполнен водой;
у турбин поворотно-лопастного типа лопасти рабочего колеса находятся в пусковом положении (полностью развернуты);
механизмы регулятора частоты вращения находятся в положении «автоматическое регулированием;
системы смазки и регулирования заполнены маслом;
все масляные резервуары агрегата заполнены маслом до нормального уровня;
включена подача воды на смазку подшипника турбины, уплотнения вала и к лабиринтному уплотнению;
МНУ находится под рабочим давлением; напорная задвижка МНУ, задвижка сливного маслопровода системы регулирования и другие оперативные задвижки и вентили открыты;
оперативные цепи переменного и постоянного тока находятся под напряжением.
Периодическое техническое обслуживание. Периодическое техническое обслуживание, заключающееся в проведении определенных проверок и испытаний различных узлов и устройств, проверке характеристик оборудования, осуществляется в период
между ремонтами. Цель такого контроля - определение степени износа узлов и деталей и состояния надежности, установление необходимости ремонта, наладки или настройки того или иного узла. Для каждой ГЭС перечень контролируемых узлов и характеристик индивидуален и зависит от состояния оборудования. Наиболее характерные виды контроля, выполняемые эксплуатационным персоналом ГЭС, следующие:

  1. контроль состояния комбинаторной зависимости поворотно- лопастной турбины;
  2. контроль вибрации и биения вала;
  3. контроль системы регулирования и маслонапорных установок;
  4. контроль отдельных частей агрегата.