Содержание материала

Ниже описаны операции, выполняемые со стороны рабочего конца вала двигателя. Операции со стороны свободного конца вала производят в аналогичной последовательности. Работы с обеих сторон двигателя ведутся одновременно. Перед сборкой тщательно осматривают внутреннюю полость электродвигателя, удаляют все посторонние предметы и продувают чистым, сухим сжатым воздухом. В расточку статора укладывают лист электрокартона ЭВ-1. Лобовые части обмотки статора закрывают электрокартоном ЭВ-2.
Надевают консольное приспособление на вал ротора. Вводят ротор в расточку статора до совмещения активной стали статора с активной сталью ротора. При этом избегают задевания ротора за активную сталь статора, выдерживая между ними зазор, который виден "на просмотр" (при необходимости зазор просвечивают). Извлекают электрокартон и осторожно опускают на расточку статора . Устанавливают и закрепляют подшипниковые щиты.
Устанавливают подшипники на оба конца вала. Прокладки и кольцо уплотнительное ставят на маслостойкой эмали ГФ-92-ХК по ГОСТ 9151-75. Кольца уплотнительные ставят по месту с натягом,
склеив его наиритом НТ по МРТУ 6-04-144-63, который может быть заменен клеем 88-Н по ТУ 38.105 1061-82. С помощью приспособления для ввода ротора его приподнимают до совмещения корпуса подшипника с посадочным местом в щите. Окончательно устанавливают подшипники и крепят болтами к подшипниковым щитам.
Замеряют зазор щупом между вкладышем и шейкой вала с обеих сторон. Он должен быть в пределах 0,18-0,26 мм. Устанавливают лабиринтное уплотнение и кожух. Уплотнительные прокладки уплотнения и кожуха при установке покрывают (смазывают) маслостойкой эмалью ГФ-92-ХК.
Устанавливают воздухоохладители, затем накладку вместе с прокладкой (прокладку на клее 88-Н). Устанавливают и закрепляют кожух, а затем полумуфту с предварительным разогревом.
Доставляют электродвигатель на место установки, укладывают регулирующие прокладки под корпус электродвигателей согласно их маркировке и крепят его к монтажной плите. Присоединяют трубопроводы к воздухоохладителям, заворачивают пробку и подают воду. Подсоединяют маслопроводы, заворачивают пробку, наполняют камеры подшипников турбинным маслом ТЗО по ГОСТ 32-74* до контрольной отметки на маслоуказателе. Устанавливают термометры.
Осматривают, а при необходимости зачищают место контактного соединения заземляющих зажимов и подсоединяют электродвигатель к контуру заземления. Подсоединяют к электродвигателю питающий кабель и испытывают его на холостом ходу.
Сначала включают электродвигатель на время, необходимое для достижения частоты вращения, равной 30-40% номинального значения. Если отсутствуют посторонние шумы и повышенная вибрация, то двигатель включают на 4-5 мин. Если двигатель работает нормально, то его включают для работы на холостом ходу на время не менее 3 ч для стабилизации температуры обмотки и подшипников. При этом измеряют значение тока холостого хода, которое не должно отличаться от измеренного перед ремонтом более чем на 10%. После первого пуска проверяют температуру масла в подшипниках через каждые 10-15 мин и наблюдают за работой скребков. Наблюдение за температурой масла ведут до установившегося значения, но не менее 8 ч. Температура масла не должна превышать +65°С, а температура баббита вкладышей +80°С. Разность температур охлажденного воздуха и холодной воды, поступающей в охладитель, не должна превышать 7°С.

Центровка.

После обкатки на холостом ходу двигатель центрируют с агрегатом и соединяют с ним. Центровку производят по полумуфтам или скобам (рис. 3). Взаимное положение роторов определяют путем замера радиальных а и осевых b зазоров в четырех положениях при совместном повороте роторов на 90, 180, 270 и 360'С по схеме, указанной на рис. 4.
Схема центровки двигателя с механизмом
Рис. 3. Схема центровки двигателя с механизмом: а — по полумуфтам; Б — по скобам

Критерием правильно проведенных измерений считают соблюдение равенств fli + Оз = 02 + а4; fci + bз = bг +

При выполнении центровки по полумуфтам, имеющим диаметр 400- 500 мм, радиальные и осевые зазоры не должны отличаться друг от друга больше чем на 0,03 мм. При увеличении или уменьшении диаметров полумуфт допуски на осевые зазоры следует изменять пропорционально диаметрам.
При выполнении центровки по скобам, обеспечивающим измерение при радиусе 200-250 мм, значения осевых и радиальных зазоров не должны отличаться друг от друга более чем на 0,03 мм. При другом радиусе измерений допуски на осевые зазоры следует измерять пропорционально радиусам.
Окончательные результаты центровки заносят в таблицу, в которой указывают: flj-с4 и b^-b^ (см. рис. 4); фамилию и подпись ответственного лица.
Схема измерения зазоров при центровке
Рис. 4. Схема измерения зазоров при центровке

Рис. 5. Схема измерения зазоров между сердечниками статора и ротора (а) и во вкладышах подшипников (б)
Схема измерения зазоров между сердечниками статора и ротора
Таблица 3. Результаты измерения воздушного зазора, мм


Воздушный зазор

Мощность двигателя, кВт

Замер

со стороны рабочего конца со стороны нерабочего конца вала вала

12 3 12 3

По чертежу

500

1,84-2,43 1,74-2,30 1,74-2,30 1,84-2,4 1,74-2,30 1,74-2,30

 

800

2,64-3,28 2,54-3,15 2,54-3,15 2,43-3,28 2,64-3,15 2,64-3,15

Фактический

 

 

при изготовле

 

 

нии двигате

 

 

лей

 

 

Измеренный

 

 

до ремонта

 

 

Измеренный

 

 

после ремон-

 

 

Таблица 4. Результаты измерения зазоров в подшипниках, мм

 

Замер

Воздушный зазор

со сюроны вала

рабочего конца

со стороны вала

нерабочего конца

 

1

2*

3*

1

2*

3*

Во вкладышах подшипников по чертежу Фактический при монтаже Измеренный до ремонта Измеренный после ремонта

0,2-0,26 1

D,03-0,08

0,03—0,08

0,2-0,26

0,03-0,08

0,03-0,08

*Зазоры в точках 2 и 3 не должны отличаться более чем на 0,02 мм.

Воздушные зазоры.

При сборке двигателей после ремонта контролируют воздушные зазоры и зазоры во вкладышах подшипников по схеме рис. 5. Значения воздушного зазора и зазоров во вкладышах сравнивают с данными, указанными на чертежах завода-изготовителя, а также с данными, полученными при монтаже или предыдущем ремонте (табл. 3 и 4). Результаты измерения зазоров во вкладышах подшипников, выполняемых по схеме на рис. 5, заносят в ремонтный формуляр или ремонтную карту (табл. 3 и 4).

Приемка.

По окончании ремонта производят испытание электродвигателя под нагрузкой. При этом измеряют вибрации. Испытания продолжаются 48 ч. Приемку двигателя осуществляют по акту приемки.