Содержание материала

Ремонт электродвигателей типов 2АЗМ-1600/6000, 2АЗМ-2500/6000 и 2АЗМ-5000/6000

Демонтаж и разборка. До снятия электродвигателя с фундаментных болтов для ремонта должны быть выполнены следующие операции: перекрыта подача воды и масла; слито масло из маслосистемы подшипников и отсоединена маслосистема от двигателя; проверена штифтовка монтажной плиты с закладными элементами фундамента; отсоединена монтажная плита от фундамента (для электродвигателей 2АЗМ-1600, 2АЗМ-2500).
Снятие электродвигателя с фундамента и доставка его на ремонтную площадку производят мостовым краном машинного зала. При снятии электродвигателя необходимо промаркировать клиновые прокладки, находящиеся между монтажной плитой и закладными элементами фундаментов для ускорения центровки электродвигателей с насосом после ремонта. Разборку электродвигателя 2АЗМ- 5000 выполняют на месте установки, ее можно производить одновременно с рабочего и свободного концов вала, с одинаковой последовательностью операций.
В процессе разборки необходимо проверять наличие маркировки на узлах и деталях, обеспечивающей их правильное взаимное расположение при сборке; зазоры между шейкой вала и верхним полувкладышем (рис. 6), боковые зазоры между шейкой вала и вкладышем, зазор между шаровыми поверхностями вкладышей и крышками подшипников в верхних точках, осевой разбег ротора, зазор между лабиринтными уплотнениями и валом ротора, зазор между валом ротора и щитами, зазор между вкладышами подшипников и воздушный зазор между расточкой железа статора и железом ротора.
Контролируемые зазоры электродвигателя
Рис. 6. Контролируемые зазоры электродвигателя с выносными подшипниками:
1 - между крышкой подшипника и верхним вкладышем; 2 - между верхним вкладышем и шейкой вала; 3 - осевой разбег ротора; 4 - между валом и лабиринтным уплотнением подшипника; 5 - между валом и верхней частью лабиринтного уплотнения щита; 6 — между валом и нижней частью уплотнения щита; 7 — между ротором и статором

Размеры зазоров по  поз. 1, 2, 3 (рис. 6) заносят в формуляр и сравнивают с данными предыдущих измерений. Значения зазоров по п. 1-5 и 7 влияют на объем работ данного ремонта.
Операции по разборке электродвигателя осуществляют в такой последовательности: снимают кожух, лабиринтные уплотнения, крышки подшипников, верхние полувкладыши, обе половины (верхнюю и нижнюю) щита вентилятора, обе половины (правую и левую) кожухов, щиты, сдвигают по валу в обе стороны от шейки вала смазочные кольца, заводят лист электрокартона ЭВ-2 в расточку статора, а лобовые части обмотки статора накрывают электрокартоном ЭВ-1, приподнимают ротор на 1-2 мм и выводят нижний полувкладыш, снимают болты и подшипниковую стойку.
Ротор выводят с помощью удлинителя, надеваемого на конец вала, и краном устанавливают на приспособление для осмотра и ремонта ротора (рис. 7).
Приспособление для осмотра и ремонта ротора
Рис. 7. Приспособление для осмотра и ремонта ротора

Это приспособление представляет собой две стойки, в верхних частях которых находятся по два катка на подшипниках, облегчающих проворачивание ротора при осмотре. Расстояние между стойками выбирают в зависимости от длины ротора, а расстояние между катками устанавливают винтовым устройством в зависимости от диаметра вала ротора. В табл. 5 приведены рекомендуемые расстояния между катками для ряда типов электродвигателей.
Отсоединение статора от монтажной плиты производят при необходимости выполнения работ на нижних частях статорной обмотки.

Таблица 5. Рекомендуемое расстояние между катками


Тип электродвигателя

Ротор
Масса, кг

Диаметр вала, мм

Расстояние А (рис. 17) между центрами роликов, мм

АВ-15-36-8

2320

170/145

220

2АЗМ-1600/6000

1365

105

175

2A3M-500/6000

405

85

165

2АЗМ-800/6000

670

85

165

2АЗМ-2500/6000

1880

125

190

2 A3M-5000/6000

3420

160

215

После разборки электродвигателя очищают его от пыли и масляно-пылевых отложений сухим сжатым воздухом или салфетками, смоченными в моющей жидкости. Очистку от больших отложений грязи необходимо производить сначала деревянными скребками, а затем промывкой негорючей жидкостью, указанной в эксплуатации двигателей. При применении моющей жидкости следует выполнять меры безопасности, предотвращающие попадание жидкости на тело человека, производящего очистку.