Содержание материала

Насосные и перекачивающие грунтонасосные установки

Автоматизация насосных станций открывает возможности сокращения численности обслуживающего персонала.
Применяемые в гидромеханизации насосные установки работают без регулирования скорости. Их автоматизация, следовательно, сводится к построению систем управления включением и отключением двигателя привода насоса любого вида по команде датчиков и обеспечению защиты установок в случае отклонения от нормального режима работы.
В случаях, когда гидравлическая система содержит главные и вспомогательные насосные агрегаты, включение, а также отключение тех и других должны осуществляться в определенной последовательности. Система автоматического управления должна предусматривать выполнение программы, содержащей такую же последовательность, что и при действии схемы, рассмотренной в § 10-6 (см. рис. 10-16 и 10-17).
Типы и конструкции датчиков включения насосов определяются технологическим назначением установок. Для откачивающих насосов применяются датчики уровня, устанавливаемые в водоемах; то же относится к насосам питания водоемов. На перекачивающих насосных установках, служащих для повышения гидравлического напора в трубах, применяют манометрические датчики, устанавливаемые на входных (всасывающих) патрубках насоса (или грунтового). В первом случае сигналы включения и отключения поступают в схему управления при достижении уровнем воды контрольных отметок. Во втором — датчик сигнализирует о поступлении перекачиваемой воды или гидросмеси, образованной напором первой ступени нагнетания, и о своевременности включения следующей.
Во время работы установок могут возникать случайные отклонения режимов от нормального. Случайные, кратковременные нарушения нормального режима не должны вызывать отключений привода. При длительном нарушении двигатели привода во избежание аварии должны отключаться применяемыми средствами защиты.
Защита распространяется на следующие виды нарушений нормального режима работы.

  1. Перегрузка двигателей. Контроль за величиной токовой нагрузки двигателей привода осуществляется реле максимального тока.

2.         Напряжение на шинах электроустановки, обслуживающей двигатели привода. Длительная посадка напряжения влечет за собой повышение токовой нагрузки привода, за известными пределами — недопустимое. Контроль за напряжением осуществляется с помощью реле минимального напряжения.
Внезапное снятие напряжения на шинах установки должно обеспечивать отключение главных коммутационных аппаратов (например, масляных выключателей) во избежание недопустимого в гидромеханизации самозапуска двигателей при восстановлении напряжения. Эту функцию также выполняют реле минимального напряжения.

  1. Нарушение смазка подшипников, контролируемое датчиками температуры подшипников.
  2. Нарушение сальникового уплотнения насосов, контролируемое датчиками уровня воды, выбитой из-под сальника и собранной в особом резервуаре.
  3. Нарушение целостности гидравлических коммуникаций, контролируемое датчиками давления.
  4. Прекращение подачи воды отжима (для грунтовых насосов), фиксируемое струйными реле и реле давления.

Перечисленные нарушения нормального режима (автоматика может предусматривать контроль и за некоторыми другими видами нарушений) должны повлечь за собой отключение привода. Во избежание срабатывания аппаратов отключения при кратковременном (ложном) нарушении в схему вводятся элементы времени, обусловливающие отключение при длительности отклонений режима, превышающей допустимую. Так, максимальная защита должна быть отстроена от толчка тока при пуске двигателей.