Содержание материала

Электрические сигнальные приборы используют для привлечения внимания обслуживающего персонала (при помощи звука, света и соответствующих надписей) к тому или иному объекту или команде. К акустическим сигнальным приборам относятся звонки, ревуны, колокола, трещотки, зуммеры, гудки, сирены, а к оптическим — сигнальные лампы и электротабло.
Рассмотрим принцип действия двух вариантов акустических приборов постоянного тока (рис. 165, а, б). При включении питания электромагнитная катушка 6 притягивает якорь 5, и боек 2 ударяет по чашке 1. Одновременно контакт 4 в первом варианте схемы (вид а) размыкает цепь катушки электромагнита, а во втором (вид б) шунтирует ее накоротко. Пружина 3 отводит якорь и боек, а контакт 4 восстанавливает цепь питания катушки.
Принцип действия акустического прибора переменного тока поясняется рис. 165, в. Электромагнитная катушка 6 располагается на полюсах постоянного магнита 7, Таким образом, переменное магнитное поле Ф (рис. 165, г), созданное током катушки, накладывается на постоянное поле Ф-магнита, и результирующее поле Фрез становится пульсирующим. Якорь 5 притягивается электромагнитом с частотой переменного тока. Акустический прибор переменного тока является бесконтактным.
Отличие между звонком-ревуном, трещоткой и зуммером заключается в конструкции источника звука и в частоте ударов. Так, у ревунов боек ударяет по мембране с высокой частотой и звук усиливается рупором.
Наиболее мощными источниками звука являются сирена и гудок, которые приводятся в действие высокооборотным электродвигателем, сжатым воздухом или паром.
В машинных отделениях некоторых типов судов установлено столько приборов акустической сигнализации (чаще ревунов), что распознать, их довольно трудно. Поэтому на современных судах все чаще применяют централизованную сигнализацию в виде отдельной станции, на которую подаются сигналы о ненормальных режимах, неисправностях устройств и механизмов, о вызове по телефону и т. д.
Сигнальная станция включает звуковой сигнал, а на электротабло появляется соответствующая надпись, например: «Перегрузка дизель-генератора № 1» или «Пониженный уровень воды в котле». Звуковой сигнал выключается нажатием кнопки до поступления нового сигнала, а надпись на табло исчезает после устранения неисправности.

Рис. 165. Схемы акустических приборов постоянного и переменного тока

В состав систем централизованного контроля, о которых пойдет речь дальше, входят устройства, дающие предупредительный сигнал в виде звука и мигающего света.
На рис. 166 показано устройство на три входа, поясняющее принцип действия простейшей схемы централизованного контроля.
Контакты КД1, КД2, КД3, являющиеся входными элементами, принадлежат датчикам контролируемых величин. Будем считать, что КД1 — контакт реле давления охлаждающей воды главного двигателя, КД2 — контакт реле давления смазочного масла, КД3 — контакт реле температуры охлаждающей воды.

Рис. 166. Принципиальная схема сигнального устройства на три входа

Допустим, что давление охлаждающей воды упало и контакт КД1 замкнулся. Образуется следующая электрическая цепь: плюс, контакт реле времени РВ, полупроводниковый вентиль В4, катушка реле РП, контакт КД1, минус. В этой цепи проходит ток, и реле РП, сработав, замыкает свой контакт в цепи катушки реле времени РВ и в цепи сигнальной лампы ЛС3 — лампа загорается. Реле времени притягивает свой якорь и размыкает контакт, лишая питания собственную катушку и катушку реле РП, которое также отключается — лампа ЛС3 гаснет. Реле РВ отпускает якорь с выдержкой времени и вновь замыкает свой контакт — опять срабатывает реле РП и т. д. Лампа ЛС3 светит прерывистым светом. Кроме того, через контакт КД1 и размыкающий контакт реле Р21 получает питание ревун РВ.
При нажатии кнопки снятия сигнала КС1 замыкается цепь катушки реле Р21, которое, сработав, размыкает цепь ревуна, а другим своим контактом шунтирует кнопку КС1, создавая постоянную цепь для катушек реле РП1 и Р21 и минуя контакт реле РВ. Лампа ЛС3 светится постоянным светом до тех пор, пока не повысится давление охлаждающей воды и не разомкнется контакт КД1.
Полупроводниковые вентили В1—В12 препятствуют образованию ложных цепей.
Особое место среди судовых сигнальных устройств занимает туманная сигнализация, которая включается при плавании, дрейфе или стоянке судна в тумане. Сигнал подается при помощи гудка или колокола на баке в соответствии со строго определенной программой. Сигналы установленной продолжительности следуют через заданные интервалы времени.
Автоматическое устройство для подачи сигналов в тумане обычно состоит из синхронного маломощного двигателя, который через редуктор с большим передаточным числом вращает с постоянной частотой вал. На валу насажены три-четыре контактных диска с вырезами. Характер вырезов соответствует определенным программам сигнала (число программ равно числу дисков). Неподвижные контакты, скользящие по дискам, замыкают и размыкают цепь питания катушки контактора, который, в свою очередь, включает или выключает электромагнит гудка или колокола.

Авральная электрическая сигнализация служит для объявления общесудовых тревог. Применяют ее на всех судах, на которых объявление тревоги голосом или другим средством не может быть слышно одновременно во всех помещениях.
Для включения авральной сигнализации служат замыкатели, установленные в рулевой рубке. Если на судне есть помещение, предназначенное для несения стояночной вахты, то замыкатели устанавливают и в нем.
Звуковые приборы авральной сигнализации должны издавать звук, отличный от других сигналов. Их устанавливают в коридорах жилых, служебных и общественных помещений и в самих общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2, в машинных отделениях и на открытых палубах.
На пассажирских судах создаются две самостоятельные группы авральной сигнализации: для экипажа и для пассажиров. На современных судах авральная сигнализация получает питание от судовой сети, но при исчезновении напряжения в ней автоматически переключается на аккумуляторную батарею.
В шумных помещениях одновременно со звуковыми приборами устанавливают световую сигнализацию. Каждый звуковой прибор имеет свои плавкие предохранители в обоих проводах.
Вахтенная сигнализация служит для вызова вахтенного штурмана к трапу или в другое служебное помещение при стоянке судна в порту. Она состоит из замыкателей и звонка, расположенного в коридоре штурманских кают.

Рис. 167. Схема номерника

Буфетная сигнализация служит для вызова буфетчицы в кают-компанию или в каюты комсостава; состоит из вызывных кнопок и номерника со звонком, установленного в буфете.
Номерником называется устройство, служащее для фиксирования принятого сигнала и для указания места, с которого был подан сигнал.     
На рис. 167 показана принципиальная схема номерника на п номеров, в которой использованы двухобмоточные реле P1, Р2,..., Рп. При нажатии кнопки вызова, например КВ2, получают питание первая обмотка реле Р2 и звонок Зв. Реле срабатывает и своим контактом подает питание на вторую обмотку и сигнальную лампу Л2. Размыкание кнопки вызова лишает питания первую обмотку реле и звонок, но реле Р2 удерживается за счет тока второй обмотки. Снять световой сигнал и отключить реле можно нажатием размыкающей кнопки КС2, установленной на корпусе номерника.
На пассажирских судах по такому же принципу выполнена каютная сигнализация вызова дежурной номерной.