Содержание материала

Машинным телеграфом называется устройство для передачи команды из рулевой рубки в машинное отделение об изменении частоты и направления вращения гребных винтов. Это одно из наиболее ответственных устройств, от безотказной работы которого зависит безопасность мореплавания.
Любой машинный телеграф состоит из двух линий — прямой и обратной. По прямой линии передается команда (обычно с мостика в машинное отделение), а по обратной — сообщается ее правильная отработка. Обе линии совершенно симметричны и позволяют передавать команду из машинного отделения на мостик, например, при аварийной остановке главного двигателя.
По Правилам Регистра СССР машинные телеграфы должны быть оборудованы звуковой сигнализацией, которая включается на мостике и в машинном отделении в момент подачи команды и прекращается в момент правильной ее отработки. Звуковой сигнал телеграфа должен быть хорошо слышен в любом месте машинного отделения при работающих механизмах, тон его должен отличаться от всех других сигналов. Рекомендуется и световая сигнализация.
В электрическом машинном телеграфе (существуют и чисто механические телеграфы) используется принцип дистанционной передачи угла поворота оси вала. Такая передача называется синхронной, потому что поворот задающей и выходной осей происходит одновременно.
Существует несколько различных принципов синхронной передачи постоянного и переменного тока. В настоящее время в судовых машинных телеграфах наиболее распространена индукционная передача с использованием сельсинов. Она проста, надежна, обладает самосинхронизацией, т. е. не требует предварительного согласования датчика и приемника.
На рис. 164 приведена принципиальная схема машинного телеграфа с использованием индукционной синхронной передачи.
Рукоятка телеграфа в рулевой рубке насажена на вал ротора сельсин-датчика СД1. На этом же валу закреплен диск 1 со щетками 2 и скользящими контактами 4. Стрелка телеграфа в рулевой рубке расположена на валу ротора сельсина-приемника СП2. На этом же валу установлен контактный ролик 3 с изоляционным промежутком. Рукоятка и стрелка телеграфа в машинном отделении насажены соответственно на валы роторов СД2 и СП1.


Рис. 164. Схема работы машинного телеграфа

При подаче команды рукоятку телеграфа на мостике поворачивают на соответствующий угол. На такой же угол поворачивается и ротор сельсина СП1, стрелка которого показывает смысл переданной команды. Вместе с ротором СД1 поворачивается диск 1 со щетками 2. Щетки сходят с изоляционного промежутка ролика 3 и замыкают цепь катушки реле Р, которое, сработав, подает питание на ревун Рв в машинном отделении МО и на звонок Зв на мостике.
При отработке команды в машинном отделении рукоятку телеграфа совмещают со стрелкой. На такой же угол поворачивается ротор сельсина СД2, а вместе с ним и контактный ролик 3. Щетки вновь попадают на изоляционный промежуток, и цепь реле Р обрывается — звуковой сигнал отключается. Нетрудно видеть, что сигнал прекращается только при правильной отработке команды.
С рукояткой телеграфа в машинном отделении соединено- устройство для реверсирования главного двигателя.
В рулевых указателях (аксиометрах) также используют индукционную синхронную передачу. Ротор сельсина-датчика связан с баллером руля, а ротор сельсина-приемника в рулевой рубке поворачивает стрелку, которая перемещается по шкале, отградуированной в градусах перекладки руля на правый или левый борт.