Содержание материала

На всех судах валовой вместимостью более 300 peг. т устанавливают аварийный источник электроэнергии на случай выхода из строя основной электростанции. Весь комплекс устройств, связанных с аварийным обеспечением электроэнергией, называют аварийной электростанцией (АЭС). Она играет важнейшую роль в борьбе за живучесть судна, поэтому все положения, касающиеся аварийных электростанций, полностью определяются Правилами Регистра СССР. Здесь рассмотрены лишь основные требования к АЭС, знание которых необходимо при эксплуатации и подготовке судна для освидетельствования Регистром СССР.
В качестве источников электроэнергии могут быть использованы генераторы постоянного или переменного тока с первичными двигателями внутреннего сгорания или аккумуляторные батареи.    
Гарантированная длительность работы аварийных источников электроэнергии устанавливается в зависимости от типа водоизмещения и района плавания судна (табл. 5).
На пассажирских судах и промысловых базах требуется, а на остальных судах рекомендуется оборудовать аварийный дизель- генератор системой автоматического пуска при исчезновении напряжения на шинах ГРЩ. Если аварийным источником являются аккумуляторные батареи, то они должны автоматически включаться в аварийную сеть при снижении напряжения на ГРЩ ниже 60% номинального.
Мощность аварийного дизель-генератора должна обеспечивать одновременное питание следующих потребителей: аварийных осветителей, электроприводов, водонепроницаемых дверей, приборов авральной сигнализации, щита сигнально-отличительных огней, устройства дистанционного пуска средств объемного паротушения, пожарного аварийного насоса, осушительного насоса, электроприводов спринклерной системы рулевого электропривода, радиостанции и гирокомпаса.
Если в качестве аварийного источника используют аккумуляторные батареи, то пожарный и осушительный насосы, электроприводы руля и спринклерной системы, радиостанция и гирокомпас от аварийной электростанции питания не получают.
Аккумуляторная батарея как дополнительный источник питания должна устанавливаться и в том случае, если основным аварийным источником является дизель-генератор. Емкость батареи должна быть такой, чтобы без подзарядки от нее могли получать непрерывное питание аварийные осветители в течение 30 мин, сигнальные огни «Не могут управляться» и авральная сигнализация в течение 10 мин. На судах пассажирских, промысловых и специального назначения, кроме того, от дополнительной батареи должны осуществляться однократное поочередное закрывание водонепроницаемых дверей, питание указателей положения этих дверей и сигнализация о дистанционном их закрывании.

Таблица 5

Все оборудование аварийной электростанции размещается в одном помещении, расположенном выше палубы переборок, с непосредственным выходом на открытую палубу. Если аварийным источником является аккумуляторная батарея, то она должна быть установлена в отдельном помещении.
Аварийный распределительный щит (АРЩ) связан с ГРЩ, но при этом применяется автоматическая блокировка, которая допускает подачу питания с ГРЩ на АРЩ, но исключает возможность подачи питания наоборот.