Стартовая >> Архив >> Генерация >> Особенности электрической части АЭС

Электрооборудование систем дозиметрии, специальной вентиляции, транспортно-технологических, технологического контроля - Особенности электрической части АЭС

Оглавление
Особенности электрической части АЭС
Технологические схемы АЭС
Типы энергетических реакторов
Главные циркуляционные насосы
Электрооборудование систем дозиметрии, специальной вентиляции, транспортно-технологических, технологического контроля
Особенности режимов АЭС
Категории потребителей
Схемы присоединения ГЦН, обеспечение устойчивости работы при КЗ
Выбор места присоединения ответвления к рабочим трансформаторам с. н. блоков
Резервирование рабочих трансформаторов с. н. блоков
Питание общестанционной нагрузки и присоединение трансформаторов 6/0,4
Присоединение резервных трансформаторов 6/0,4 кВ
Сети и источники надежного питания
Сеть постоянного тока и особенности выбора аккумуляторных батарей АЭС
Питание потребителей СУЗ
Схемы собственных нужд АЭС с различными реакторами
Расчет надежности электроснабжения в режиме аварийного обесточивания
Определение вероятности бесперебойного электроснабжения потребителей СН
Учет надежности оборудования при выборе схемы питания СН
Использование выбега турбогенераторов в режиме аварийного расхолаживания
Выбег ТГ с возбуждением высокочастотного возбудителя от постороннего источника
Построение кривой совместного выбега трубогенератора с механизмами СН
Пуск и самозапуск электродвигателей собственных нужд от автономных источников
О целесообразности объединенных блоков на АЭС
Примеры выполнения главных схем электрических соединений
Влияние режимов работы АЭС на условия работы оборудования и на надежность
Влияние структуры себестоимости электроэнергии на режим работы АЭС
Изменения конфигурации графиков нагрузки, структуры генерирующих мощностей
Приведение расхода топлива на АЭС к расходу на ТЭС
Возможные функции АЭС с различными реакторами в энергосистеме
Особенности конструкции электрооборудования в грязной зоне
Организация ремонта электрооборудования «грязной» зоны
Приложение
Литература

Электрооборудование транспортно-технологических систем АЭС.

 Эти системы обеспечивают все транспортные операции по перемещению ядерного горючего, начиная с приема свежего и до отправки на переработку отработавшего горючего, включая операции в станционных устройствах долговременного хранения твердых и жидких радиоактивных отходов. Системы обеспечивают также все транспортные операции по перемещению радиоактивных деталей, оборудования и конструкций при производстве плановых и аварийных ремонтов.
Для транспорта ядерного горючего используются разнообразные устройства: мостовые краны, напольные машины, перегрузочные механизмы, кантователи ТВЭ, поворотные пробки, элеваторные устройства реакторов, механизированные контейнерные устройства и др.
На АЭС может возникнуть необходимость осмотра и резки на части аварийных ТВЭ и каналов СУЗ, для чего сооружаются специальные «горячие камеры», имеющие мощную биологическую защиту и оборудованные различного рода манипуляторами, режущими станками, оптическими устройствами и другими приспособлениями для дистанционного управления сложными операциями.
Некоторые устройства транспортно-технологических систем требуют дистанционного управления из нескольких мест, причем рабочая зона может быть не видна. Часть транспортных операций полностью автоматизирована и снабжена программным управлением.
Некоторые транспортные устройства предъявляют высокие требования к надежности электропитания. Это относится прежде всего к механизмам, транспортирующим отработавшие ТВЭ, радиоактивность которых может быть очень высока. Такого рода перегрузочные операции должны быть обязательно завершены, так как зона, в которой транспортируются ТВЭ, недоступна для персонала, и соответствующие механизмы должны быть обеспечены электропитанием от аварийных автономных источников. Высокие требования к надежности электропитания предъявляют также некоторые вспомогательные системы, которые обеспечивают отвод тепла, выделяющегося в результате радиоактивных распадов в ТВЭ как во время транспортировки, так и во время выдержки в специальном бассейне. Исчезновение электропитания таких систем даже на небольшой срок может привести к повреждению оболочки ТВЭ.
В качестве приводов механизмов транспортно-технологических систем применяются, как правило, асинхронные двигатели и двигатели постоянного тока.

Электрооборудование систем дозиметрии и специальной вентиляции.

Дозиметрический контроль на АЭС охватывает почти все основные и вспомогательные службы, а также территорию и прилегающий район. Он делится на три основные группы: биологический контроль производственных помещений и выбросов технологический контроль целости коммуникаций и правильности работы оборудования, внешний дозиметрический контроль промплощадки и прилегающей к АЭС зоны.
Средства и аппаратура дозиметрического контроля весьма разнообразны, для их электропитания требуются различные напряжения переменного и постоянного тока. Некоторые потребители требуют повышенной надежности питания, и в первую очередь это относится к устройствам контроля герметичности ТВЭ и реактора в целом и контроля за содержанием аэрозолей в воздухе помещений. Эти потребители допускают перерыв питания от нескольких секунд до 1—2мин, но требуют обязательного последующего включения, так как должен обеспечиваться непрерывный контроль над радиационной обстановкой.
Общая мощность, потребляемая системой технологической и биологической дозиметрии, сравнительно невелика. Большая ее часть идет на питание приводов газодувок, которые прокачивают через измерительную систему воздух, забираемый из всех помещений зоны строгого режима АЭС. В помещениях контролируется содержание радиоактивных газов и аэрозолей, а также мощность у-излучения.
Система специальной вентиляции обеспечивает охлаждение некоторых видов технологического оборудования и строительных конструкций (верхняя плита и шахта реактора, биологическая защита и др.), а также удаление излишнего тепла и радиоактивных загрязнений в воздухе помещений зоны строгого режима АЭС, поддерживая в них некоторое разрежение, предотвращающее распространение радиоактивности. Общая мощность вентиляционных систем АЭС значительно выше, чем на ТЭС той же мощности.
Некоторые специальные вентиляционные системы требуют повышенной надежности электропитания (например, система подачи воздуха в скафандры ремонтного персонала и отдельные приточно-вытяжные установки помещений — «грязной» зоны).

Электрооборудование систем технологического контроля, управления и автоматики.

Эти системы осуществляют все виды контроля технологических параметров, автоматическое и дистанционное управление (в том числе программное) процессами, агрегатами и механизмами в нормальных и аварийных режимах, все виды автоматического регулирования и т. п. Широко используется в этих системах ЭЦВМ, совмещающие функции информации, регистрации, оптимизации, управления и др.
Наиболее типичной для АЭС является система массового контроля, под которой понимается контроль технологических параметров в каждом канале реактора (тепловыделяющем, канале СУЗ, экспериментальном). В эту систему входят схемы обегающих, измерительных, запоминающих и логических устройств. У некоторых типов реакторов количество точек непрерывного поканального контроля достигает
нескольких тысяч. Большая часть элементов этих систем требует весьма высокой надежности и стабильности электропитания, а некоторые из них не допускают даже кратковременного перерыва или снижения питающего напряжения. Этим системам, так же как и СУЗ, свойственно большое многообразие питающих напряжений по их величине, по роду тока и частоте. Общая мощность, потребляемая системами технологического контроля, управления и автоматики, может в отдельных режимах доходить до 100— 200 кВт.



 
« Основы радиационной безопасности атомных электростанций   Оценка безопасности объектов электроэнергетики »
электрические сети