Содержание материала

По сравнению с ТЭС на органическом топливе АЭС можно располагать гораздо ближе к месту потребления энергии, что объясняется легкостью транспортировки ядерного горючего и меньшей загрязненностью воздушного бассейна в месте ее расположения. Тем не менее, учитывая, что современные АЭС имеют агрегаты большой единичной мощности (200, 500 МВт и более), требуют для своей работы мощных источников водоснабжения, а их распределительные устройства высокого напряжения являются одновременно крупными узловыми подстанциями энергосистемы, АЭС обычно выдают свою энергию в систему по линиям высокого и сверхвысокого напряжения.
АЭС могут иметь распределительное устройство для связи с системой одного напряжения, а могут иметь распределительные устройства нескольких напряжений, связанные между собой. В первом случае некоторые возможные варианты приведены на рис. 5-4, причем схемы рис. 5-4, б, в, г, д могут с успехом использоваться не только при объединенных, но и при единичных блоках.
Главная схема электрических соединений АЭС
Рис. 5-5. Главная схема электрических соединений АЭС с выдачей большей части мощности в сети 110 и 220 кВ и связью с сетью 500 кВ
При наличии на АЭС одного распределительного устройства напряжением 330 кВ и выше серьезная проблема возникает с. н., включением резервных трансформаторов с. н., в особенности при единичных блоках (рис. 5-4,а). В этом случае оба резервных трансформатора с. н. приходится присоединять к ближайшим подстанциям системы или распределительным устройствам соседних ТЭС или ГЭС напряжением не выше 220 кВ.
Следует отметить, что в связи с разработкой трансформатора 63 Мва 330/6,3—6,3 кВ появилась возможность присоединения резервного трансформатора непосредственно к шинам 330 кВ станции. Однако высокая стоимость ячеек 330 кВ может заставить принять указанное выше решение.
В случае объединенных блоков один из резервных трансформаторов с. н. может быть присоединен через выключатель в виде ответвления к генераторному шинопроводу (рис. 5-4,б), другой же резервный трансформатор по-прежнему придется подсоединять к ближайшей подстанции энергосистемы, возможно с сооружением специальной линии электропередачи.

варианты главных схем электрических соединений мощных АЭС с выдачей мощности в сети двух напряжений
Рис. 5-6. Возможные варианты главных схем электрических соединений мощных АЭС с выдачей мощности в сети двух напряжений: а — сочетание полуторной схемы и схемы с двумя системами шин в РУ разных напряжений; б — сочетание полуторной схемы и схемы четырехугольника (мостика)

При наличии на АЭС распределительных устройств двух и более напряжений главные схемы отличаются большим разнообразием, причем существенное влияние оказывает способ осуществления связи между сетями разных напряжений: с помощью, автотрансформатора связи или с помощью повысительных автотрансформаторов, к которым присоединена часть генераторов станции (рис. 5-5, 5-6).
В виде примера на рис. 5-5 приведена возможная схема АЭС с выдачей большей части мощности на напряжении 110 и 220 кВ. Ввиду большого числа присоединений в схемах РУ использована двойная система сборных шин с обходной с одним выключателем на присоединение. Связь между сетями 110 и 220 кВ осуществляется с помощью повысительных автотрансформаторов блоков, а между сетями 220 и 500 кВ — с помощью автотрансформатора связи. Наличие на станции распределительных устройств ПО и 220 кВ позволяет использовать оба из них для включения резервных трансформаторов с. н.; они могут присоединяться также к третичной обмотке автотрансформатора связи и даже, что менее желательно в данных условиях, в виде ответвления к генераторному шинопроводу в блоках с генераторными выключателями. При присоединении резервных трансформаторов с. н. к третичной обмотке автотрансформатора связи следует учитывать, что условия самозапуска электродвигателей механизмов с. н. существенно ухудшаются из-за большого индуктивного сопротивления автотрансформатора связи в направлении его третичной обмотки. Следует также учитывать ухудшение качества напряжения на шинах с. н., в особенности при связанном регулировании напряжения у автотрансформатора.
При построении главных схем электрических соединений мощных АЭС следует учитывать, что в энергосистемах СССР существует две системы сочетания высших напряжений: 330 и 750 кВ или 220 и 500 кВ. Именно такие сочетания обычно и будут встречаться в РУ мощных станций (рис. 5-5, 5-6); исключение представляет случай, когда АЭС расположена на стыке систем с разными шкалами напряжений и используется для их связи (330 и 500 кВ). В РУ-330 кВ и выше обычно используется полуторная схема или схема генератор — трансформатор— линия, а при небольшом числе присоединений — схемы многоугольников (треугольник — рис. 5-5, квадрат — рис. 5-6, б, пятиугольник или шестиугольник — рис. 5-4, в) и мостиков различных модификаций (рис. 5-4,б). В схемах на рис. 5-5 и 5-6 могут использоваться и объединенные блоки, аналогично тому, как это показано на рис. 5-4. Из-за трудностей выполнения повысительных автотрансформаторов с большой мощностью обмотки низшего напряжения (что необходимо для подключения мощных генераторов) для связи РУ разных напряжений обычно используются автотрансформаторы связи, в третичной обмотке которых можно присоединить один из резервных трансформаторов с. н., при этом второй трансформатор следует присоединить либо к одному из РУ низшего напряжения (рис. 5-6, а), либо к ближайшей подстанции системы.