4-2. Пуск и самозапуск электродвигателей собственных нужд от автономных источников питания
Особенности самозапуска от автономных источников. Как уже отмечалось во второй и третьей главах, при возникновении режима аварийного расхолаживания секции надежного питания II группы отделяются соответствующими выключателями от рабочих или резервных источников питания (рис. 2-6, 3-1), и к ним остаются подключенными (непосредственно или через трансформатор 6/0,4 кВ надежного питания) только электродвигатели тех механизмов, которые участвуют в аварийном расхолаживании. Поскольку от дизель-генераторов с автоматическим пуском напряжение на секции надежного питания может быть подано в лучшем случае через несколько десятков секунд, приходится иметь дело с наиболее тяжелым случаем группового самозапуска полностью затормозившихся двигателей. В этом состоит первое отличие самозапуска электродвигателей сети надежного питания II группы при аварийном обесточивании от самозапуска при действии АВР. Последний происходит при переходе на резервный источник или при коротком замыкании в сети с. н. при сохранении питания от системы, когда перерыв электроснабжения определяется временем действия АВР или соответствующей защиты и не превышает 1—2,5 сек, вследствие чего скорость двигателей с. н. при групповом выбеге снижается всего на 10—30%.
Второе отличие состоит в том, что при обычном самозапуске можно считать неизменным и равным номинальному напряжение на высшей стороне трансформатора собственных нужд, тогда как в условиях самозапуска от автономного источника с мощностью, соизмеримой с мощностью нагрузки (табл. П-4, П-9) напряжение на шинах в процессе самозапуска значительно ниже нормального и изменяется по величине. Поэтому при расчете самозапуска необходимо учитывать не только электромеханические переходные процессы в двигателях, но и переходный процесс в генераторе.
При рассмотрении схемы надежного питания по рис. 2-9 отмечалось, что условия самозапуска от автономных источников можно значительно облегчить, если создать логическое устройство, которое в режиме аварийного расхолаживания производит поочередной пуск необходимых электродвигателей по заранее намеченной программе. По сравнению с групповым самозапуском это усложняет автоматику, и по возможности нужно стремиться к созданию условий успешного группового самозапуска.
Третье отличие состоит в том, что если из условий надежного сохранения технологического режима работы блоков (как ТЭС, так и АЭС) при их номинальной нагрузке длительность самозапуска ответственных электродвигателей не должна превышать 10—12 сек, то при самозапуске потребителей II группы в режиме аварийного расхолаживания от автономных источников допустимое время самозапуска определяется из условий нагрева двигателей и автономного генератора и может составлять 30—35 сек.
Известно, что на блочных электростанциях допустимое напряжение на шинах самозапускающихся электродвигателей составляет [18]
причем только в том случае, если перерыв в подаче питания не превышает 3 сек. Поэтому в рассматриваемом случае, когда перерыв питания значительно больший, при получении значений напряжения, близких к указанной величине, необходим уточненный расчет самозапуска.