Установка крышки и ее комплектовка
Перед установкой крышки очищают от старых уплотнений внутреннюю поверхность ее краев и верхнюю раму бака, на которую затем укладывают новое уплотнение так, как это было указано в изготовлении и установке уплотнений. Затем крышку стропят за подъемные кольца и устанавливают на верхнюю раму.
Для правильной посадки крышки на раму при опускании крышки за 200 мм до бака вставляют в отверстия для болтов в крышке и раме несколько направляющих металлических стержней. Предварительно ревизуют и прогоняют при необходимости все болты и гайки. Для заболчивания крышки сначала затягивают все болты без значительных усилий, затем затягивают их во второй раз до отказа.
Крышку частично комплектуют до установки на активную часть или бак трансформатора. На крышке монтируют армированные вводы классов напряжения 35 кВ и ниже и ручной привод переключателя барабанного типа. Это делают независимо от того, связана крышка механически с активной частью или нет. Однако, если крышка механически связана с активной частью, ее установку, подсоединение отводов к вводам и переключателя к приводу производят при оборке активной части до опускания ее в бак. Если же крышка механически не связана с активной частью, ее устанавливают после опускания активной части в бак. Подсоединение отводов к вводам и привода к переключателю производят в этом случае через люк так же, как и отсоединение. При этом соблюдают все условия, приведенные при разборке.
Монтаж привода переключающего устройства
Конструкций переключателей, а соответственно и приводов очень много, поэтому прежде чем демонтировать и затем монтировать переключатель и привод, знакомятся с их конструкцией, имеющимися описаниями и инструкциями. Для примера на рис. 1 показан привод отечественного переключателя барабанного типа, его отдельные узлы и детали.
Рис. 1. Верхняя часть привода переключателя барабанного типа
Для установки привода к крышке приварен фланец 6, на котором болтами 4 закрепляют с уплотнением крышку сальника 1. Через крышку сальника проходит вал 3. Крышка сальника имеет шесть выступов 2 на пяти выступах имеются выпуклые цифры рабочих положений, а на шестом — упор 5. В крышке сальника на радиусах, проходящих через середины выступов, сделано шесть отверстий 7, куда входят стопорные болты 11 колпака 9. Для перевода переключателя из одного положения в другое колпак поворачивают на угол 60°. В рабочем положении указатель 13 колпака находится посередине выступа с соответствующей цифрой, а два отверстия в колпаке совпадают с двумя из шести отверстий в крышке сальника. Через эти совпадающие отверстия колпак после перевода закрепляют стопорными болтами 11. Упор и выступы 12 ограничивают поворот колпака.
В описанном случае привод подсоединяют к переключателю штангой, внизу которой имеется муфта, сцепляющая штангу с валом переключателя. На верху штанги также имеется муфта, сцепляющаяся с колпаком при помощи манжеты.
Если положение колпака не совпадает с положением переключателя, производят подгонку с помощью нониусного кольца 10. Перед опусканием активной части в бак переключатель устанавливают в первое положение. Если выступ колпака при сочленении его штангой свалом переключателя не совпал с цифрой /, снимают колпак с вала привода и вывинчивают винт 8, прикрепляющий нониусное кольцо к колпаку.
Затем поворачивают кольцо внутри колпака так, чтобы вырез в кольце под шпонку сместился на угол, при котором выступ колпака при его установке на вал привода совпал бы с цифрой /. После этого завинчивают винт в совпавшие отверстия в кольце и колпаке и надевают колпак на вал привода. Если указатель колпака стал против цифры I и болты 11 свободно вошли в отверстия в крышке сальника, подгонку считают законченной. Если этого не произошло, подгонку повторяют.
Вал 3 уплотнен асбестовой набивкой. Если наблюдается течь масла через сальник, подвертывают специальную гайку, чтобы увеличить нажим на набивку. Когда это не помогает, меняют набивку.
В случае необходимости отсоединения штанги от валов привода предварительно наносят на нее и валы риски. При сборке риски должны совпадать.
На рис. 2 показаны аппараты переключающего устройства РПН типа РНТ-13. Как указывалось ранее, при разборке трансформаторов с РПН отсоединяют вал 13 и отключают концы отводов от контакторов.
При сборке трансформатора устанавливают вал 13, руководствуясь рисками, которые нанесены на заводе при положении переключающего устройства на первой ступени регулирования. Риски наносятся на нониусные диски 2 вертикального вала и 3 вала приводного механизма; на нониусные диски 10 вала контакторов и 11 горизонтального карданного вала; на опорное кольцо горизонтального вала контакторов и верхнюю бобышку коробки конических шестерен, через которую проходит вертикальный вал.
Рис. 2. Аппараты переключающего устройства РПН типа РНТ-13, установленные на трансформаторе: 1 — бак трансформатора, 2 и 3 — нониусные диски вертикального вала и вала приводного механизма, 4 — приводной механизм, 5 — вертикальный вал, 6 — переходная муфта вертикального вала, 7 — вал сальника, 8 — сальник, 9 — бак контакторов, 10 и 11 — нониусные диски вала контакторов и карданного вала, 12 — карданный вал, 13 — горизонтальный вал, 14 — соединительная муфта вала избирателя, 15 — вал избирателя, 16 — сдвоенные переключатели
Для установки снятого вала 13 устанавливают привод переключающего устройства и подвижные контакты переключателей в первое положение и вставляют в соединительную муфту 14 вала избирателя конец вала 13 со шпонкой.
Затем соединяют нониусный диск вала контакторов с нониусным диском горизонтального карданного вала. Риски, нанесенные на обоих дисках, должны совпадать. Если все звенья сопряжены правильно, рукоятка ручного привода расположится вертикально, ручкой вниз. Если этого не произойдет, добиваются указанного расположения при помощи нониусных дисков, расположенных в нижней части вертикального вала и вала приводного механизма. Кроме того, убеждаются, что горизонтальный вал входит в соединительную муфту на 40—70 мм.
После установки вала 13 подсоединяют концы отводов от переключателей и реактора к проходным болтам контакторов, руководствуясь бирками, надетыми при разборке на отводы и болты. При подсоединении концов отводов следят, чтобы в бак не попали инструменты, гайки, шайбы. После присоединения привода поворачивают от руки весь механизм от первого до предельного положения и проверяют последовательность работы всех элементов системы. Для проверки работы приводного механизма и переключателя снимают круговую диаграмму, пользуясь для этого специальной инструкцией Московского Электрозавода*.
*Как правило, для уплотнений применяют готовые полосы и прокладки необходимой конфигурации и размеров, изготовляемые заводами резинотехнических изделий.