Изготовление и установка уплотнений
При любом виде ремонта трансформатора приходится заново изготовлять и менять все уплотнения. Уплотнения обычно выполняют из листовой маслоупорной резины, которая механически прочная, стойкая и сравнительно дешевая, однако при 70—75° С относительно быстро стареет и начинает терять свои уплотняющие свойства.
Рис. 1. Различные способы уплотнения крышки бака трансформатора
На рис. 1 показаны различные способы уплотнения крышки бака трансформатора. При применении способа I требуется большой расход материала, а также точная разметка отверстий. Более простыми являются способы II и III. При использовании способа II для предотвращения выдавливания прокладки внутрь бака стенку бака делают несколько выше бортового угольника, способа III — вдоль всего борта по его внутренней стороне выгибают и приваривают стальную проволоку диаметром 4—5 мм.
Размер сечения уплотнения под крышкой при применении способов II или III зависит от поперечного сечения верхней рамы следующим образом:
поперечное сечение верхней рамы, мм .. 50X8 65x10 75x12 90x14 100x20
сечение уплотнения, мм 15x6 20x8 20Х10 30x12 30x16
Заготовки для уплотнения крышки нарезают для прямых мест в виде прямых полос, а для круглых и овальных мест — в виде полос соответствующей формы. Стыки отдельных полос выполняют, как показано на рис. 2 . Разметку делают так, чтобы стыки не располагались над отверстиями под болты, а также в местах переходов фасонной формы в прямую. Места стыков промазывают резиновым клеем.
Места соединений всех фланцев уплотняют резиновыми прокладками толщиной 6—12 мм.
Рис. 3. Уплотнение подъемной шпильки:
Рис. 2. Стыки полос резинового уплотнения бака и крышки трансформатора:
1 — резиновая полоса, 2 — линия среза до сочленения, 3 — линия среза после сочленения
1 — подъемная шпилька, 2 — гайка, 3 — шайба, 4 — уплотнение (шнуровой асбест), 5 — фланец, 6 — крышка бака
Прокладки вырезают цельными по форме фланца. Внутренние отверстия вырезают или пробивают пробойником необходимого размера, всегда несколько большего, чем диаметр отверстия во фланце, иначе после сжатия уплотнения часть отверстия окажется закрытой. Это обстоятельство особенно важно при изготовлении уплотнений для мест соединений кранов с вращающимися заглушками (например, радиаторных). Если в этом случае выступы уплотнений будут выходить за края внутреннего отверстия, они будут мешать открыванию и закрыванию крана.
Пробойники для пробивания внутренних отверстий, а также отверстий для болтов изготовляют из куска трубы соответствующего диаметра, один конец которой затачивают. На расстоянии 50 мм от заостренного конца делают на части окружности вырез высотой 15—20 мм, чтобы можно было очистить трубу от пробиваемого материала.
Ширина заготовки для уплотнений фланцев может быть равна всей ширине фланца (в этом случае в уплотнениях пробивают отверстия для болтов) или расстоянию от внутреннего отверстия до болтов.
Если крышка механически связана с активной частью, ее поднимают за кольца, которые навертывают на подъемные шпильки, проходящие через крышку (см. рис. 14). Уплотнение этих шпилек в месте прохода их через крышку показано на рис. 3.
Монтаж радиаторов и навесных охладителей ДЦ
Очищают фланцы на патрубках бака от старых уплотнений, ревизуют и ставят крепежные болты, устанавливают новые уплотнения, монтируют и закрепляют радиаторные краны. На краны устанавливают уплотнения и проверяют закрытие и открытие кранов. При этом обращают внимание на то, чтобы уплотнения при их сжатии не мешали поворачиванию заглушки. Навешивают радиаторы краном. Для этого стропят радиатор за верхнюю скобу, подводят его к месту подвески и, маневрируя, устанавливают так, чтобы отверстия в его фланцах приходились против болтов.
Затем одновременно сверху и снизу подтягивают радиатор, сажают его на болты, продвигают по ним до конца, ставят наружные гайки и равномерно затягивают их сверху и снизу. При затяжке гаек снова проверяют закрытие и открытие радиаторных кранов, фиксируя положение ручки в обоих положениях крана. После подвески всех радиаторов их скрепляют сверху и снизу стальными полосами размером 40X6 мм. Красят радиатор снаружи лаком ФСХ-25 после полной сборки трансформатора и заливки маслом.
Монтаж навесных охладителей системы ДЦ производят аналогично -монтажу радиаторов. При установке задвижек необходимо так поджать сальники, чтобы можно было поворачивать маховик задвижки усилием одной руки (5—8 кГ) и в то же время не было течи масла из системы охлаждения.