Бак.

Ремонт бака трансформатора — очень трудоемкий процесс. Это объясняется необходимостью выполнения сварочных работ, которые производят на специальном сварочном участке, соблюдая весьма жесткие правила техники безопасности и противопожарной техники. Кроме того, возможны сварочные работы, при которых сварщик должен находиться внутри бака. В этом случае приходится соблюдать особые правила. Ремонт многотонных баков еще более трудоемок, так как приходится производить сложные такелажные работы (кантовку, установку бака в нужном положении и др.).
Для заварки трещин и швов бака применяют электродуговую сварку. Маслоплотность шва проверяют керосином и мелом. С одной стороны шов окрашивают мелом, а с другой стороны обильно промазывают керосином. Если в сварном шве есть трещины, керосин просачивается через них и оставляет на меловом покрытии отчетливые следы.
Если активная часть находится в баке, трещины заваривают только при полном заполнении трансформатора маслом. Частичный или полный спуск масла из бака недопустим во избежание воспламенения пленки масла, оставшейся на стенках. Заварку предпочтительней производить постоянным током.
Наиболее простым и надежным средством заделки трещин в баке собранного трансформатора является замазка трещин специальными пластмассами или эпоксидными смолами. В практике ремонтов для заделки трещин применяют пластмассы, применяемые для изготовления различных литых деталей, в частности пластмассы АСТ-Т и АСТ-2А. Для повышения прочности, снижения усадки и сближения коэффициентов температурных расширений в приготовленные замазки из эпоксидных смол или пластмасс добавляют металлические опилки.
Места заделки трещин пластмассами и эпоксидными смолами тщательно очищают от грязи и обезжиривают. Для устранения течи масла через трещину в процессе заделки масло из бака частично сливают и создают небольшой вакуум из расчета, что давление 1 м столба масла равно 6,25 см рт. ст. или 0,0882 ат. Вакуум над поверхностью масла удерживает масло в равновесном состоянии, не позволяя ему просачиваться через трещины.
Подробные сведения по применению и рецептуре приготовления пластмасс и эпоксидных смол, а также их физико-химические свойства приведены в проспектах на данный вид изделия, инструкциях завода-изготовителя и в специальных справочниках. Целесообразно произвести предварительно несколько опытных заделок трещин или отверстий в кусках листовой стали.
Если необходимо покрасить внутреннюю поверхность бака и крышки, тщательно очищают их от следов масла сначала сухими тряпками, а затем тряпками, смоченными в керосине или бензине, после чего протирают поверхность насухо. Затем покрывают внутреннюю поверхность эмалью 624-с, 1201, BJI-515 или ФЛ-ОЗК.
Покраску производят в противогазе пульверизатором, подавая в бак сжатый воздух из магистрали с помощью резинового шланга, опущенного в бак.

Расширитель.

Ремонт расширителя включает в себя обнаружение ржавчины на внутренней поверхности и удаление ее, окраску (при необходимости как внутренней, так и наружной поверхностей), а также модернизацию расширителя старой конструкции — приведение его в соответствие требованиям, предъявляемым к расширителям современных трансформаторов.
Ржавчину на внутренней поверхности расширителя без съемного дна (люка) можно обнаружить простукиванием дна деревянным молотком. При простукивании участков, имеющих ржавчину, слышен глухой звук; иногда она отделяется и, падая, создает характерный шум. При обнаружении ржавчины вырезают дно расширителя. При вырезке дна газовой горелкой все отверстия расширителя во избежание взрыва держат открытыми. Взамен глухого дна приваривают кольцевой фланец, изготовляют стальную заглушку и закрепляют ее болтами на резиновом уплотнении. Такое съемное дно позволяет очищать внутреннюю полость расширителя при последующих ревизиях.
Согласно ГОСТ 11677—65 расширители должны иметь с одного торца съемное Дно или люк. При ремонте трансформаторов все расширители старой конструкции без съемного дна и с несоответствующими контрольными отметками должны быть переделаны.
Расположение контрольных меток уровней масла на дне расширителя должно соответствовать показанному на рис. 1 и приведенному в табл.

Расположение контрольных меток уровней масла на дне расширителя


Диаметр расширителя, мм

Расстояния, мм

h

h1

h2

h3

200

-

 

100

115

250

30

50

 120

150

310

 

 

150

190

470

 

80

230

290

690

 

 

335

430

940

50

100

460

590

1260

 

 

610

800

1570

 

 

760

1005

Расположение контрольных меток уровней масла на дне расширителя
Рис. 1. Расположение контрольных меток уровней масла на дне расширителя

Внутреннюю поверхность расширителя очищают от ржавчины стальными щетками, промывают бензином или керосином, протирают насухо тряпками и красят эмалью 624-с или 1201. После установки маслоуказателя и реле уровня масла проверяют герметичность расширителя, заполняя его чистым трансформаторным маслом и выдерживая в течение 3—4 ч. Одновременно с испытанием на герметичность проверяют работу маслоуказателя и реле уровня масла. Если уровень масла в расширителе ниже допустимого, поплавок реле должен опуститься и включить цепь сигнального устройства. Работу реле уровня масла проверяют с помощью контрольной лампочки в лаборатории.

Предохранительная труба.

Если в трансформаторе внутренняя полость предохранительной трубы не связана с расширителем, то соединяют трубкой 2 (рис. 2) через патрубки 1 и 3 внутренние полости расширителя и трубы. Для жесткого соединения предохранительной трубы с расширителем к нему приваривают угольник 5, а затем к угольнику и фланцу трубы болтами крепят пластину 4. Дыхательную пробку на верху трубы, которая была нужна для выпуска воздуха при заливке трансформатора маслом, плотно заглушают. В случае установки на расширителе воздухоосушителя одновременно соединяют верхнюю часть маслоуказателя с внутренним пространством расширителя.

Крепление предохранительной трубы
Рис. 2: Крепление предохранительной трубы и соединение ее с расширителем: 1 — патрубок, приваренный к предохранительной трубе, 2 — соединительная трубка, 3 — патрубок, приваренный к расширителю, 4 — пластина, 5 — угольник

В старых конструкциях трансформаторов полость предохранительной трубы изолирована от атмосферы. При такой конструкции в случае значительного повышения уровня масла в баке трансформатора в предохранительной трубе создается большое давление и стеклянная диафрагма разрушается. В настоящее время во всех трансформаторах внутренние полости верхней части расширителя и предохранительной трубы соединяют трубкой диаметром 3/4—1". Таким образом, воздух в верхней полости трубы сообщается с атмосферой через воздухоосушитель расширителя, и в нормальных условиях стеклянная диафрагма не испытывает избыточного давления.
При изготовлении новой диафрагмы толщину стекла выбирают в зависимости от диаметра трубы:
диаметр трубы, мм................................. 150 200 250
толщина стекла, мм ..............................  2,5 3,0 4,0
Некоторые энергосистемы вместо стекла применяют медную фольгу толщиной 0,1—0,15 мм, окрашенную с обеих сторон эмалью 624-с. При замене диафрагмы уплотняющие резиновые прокладки промазывают бакелитовым лаком. Уплотнение должно быть герметичным. Герметичность проверяют, заливая в трубу трансформаторное масло и выдерживая в течение 0,5—1 ч.

Термосифонный фильтр.

Ремонт фильтра включает его разборку, очистку корпуса, сетки, решетки, маслопроводов и промывку их чистым сухим трансформаторным маслом. Выгрузку и загрузку сорбента производят соответственно через нижний и верхний патрубки без демонтажа фильтра. По количеству содержащегося в термосифонном фильтре силикагеля марки КСК (кускового или гранулированного) фильтры делят на следующие типы: ТФ-16, ТФ-25, ТФ-40, ТФ-63, ТФ-100, ТФ-160. Цифры показывают массу силикагеля в килограммах. Раньше выпускались фильтры емкостью 12, 25, 50, 75 и 100 кг силикагеля.

Воздухоосушитель.

Ремонт воздухоосушителя сводится к его разборке, очистке от старого силикагеля и загрязнений, просушке. Расположенный в верхней части патрон заполняют индикаторным силикагелем или индикаторной бумагой. Затем в цилиндр засыпают пропитанный раствором хлористого кальция силикагель марки КСМ или КСК *. До крышки должно оставаться свободным около 15—20 мм. В гидрозатвор заливают сухое трансформаторное масло и присоединяют фильтр к дыхательной трубке расширителя.

*Очень эффективен как сорбент в воздухоосушителе цеолит, однако он дорог и поэтому не находит широкого применения в трансформаторах.