Заливка трансформатора маслом
Масло для заливки трансформаторов заранее приготавливают в необходимом количестве, сушат и проверяют как химическим анализом, так и на электрическую прочность. Кислотность масла должна быть не более 0,03 мг КОН, содержание водорастворимых кислот — не более 0,01 мг КОН. Для предупреждения образования в масле кислотных соединений и нейтрализации имеющейся в масле кислоты применяют антиокислительные присадки. Присадок в настоящее время много, но не все они одинаково полезны и эффективны. Поэтому проводят лабораторную проверку восприимчивости масла к данной присадке. При использовании присадки вначале приготавливают ее концентрированный раствор в масле, который добавляют в порцию свежего масла.
Мощные высоковольтные трансформаторы 220—500 кВ заливают маслом под вакуумом. Заливку трансформаторов 110—150 кВ можно производить и без вакуума. При заливке под вакуумом предварительно вакуумируют бак и активную часть без масла, затем заливают под вакуумом масло и, наконец, вакуумируют трансформатор, залитый маслом. Масло заливают, пока оно полностью не покроет всю изоляцию над верхним ярмом.
При заливке масла под вакуумом расширитель и предохранительную трубу не устанавливают, а отверстия на крышке плотно закрывают заглушками. Для присоединения шлангов используют верхний радиаторный патрубок или любое отверстие в крышке бака. Заливать масло под вакуумом лучше сверху, так как при этом лучше отсасывается воздух, попадаемый с маслом. В этом случае между вакуум-насосом и баком устанавливают промежуточный бачок для улавливания масла из отсасываемого воздуха, а также вентиль, чтобы при отключении насоса вода или масло не засасывались обратно в бак.
Вакуумную линию подсоединяют при помощи фланца с отводными патрубками, штуцером и вакуумметром. Через один из патрубков воздух отсасывается из бака, другой служит для установки временного маслоуказателя, остальные — для вакуумирования высоковольтных вводов. Для вакуумирования вводов и соединения их с вакуумным пространством бака ввертывают штуцера в дыхательные отверстия расширителей вводов и с помощью резиновых шлангов соединяют вводы с патрубками на фланце. Временный маслоуказатель выполняют в виде стеклянной трубки, соединенной шлангами с патрубком вакуумной системы и нижним радиаторным патрубком или сливным краном.
Масло при заливке в трансформаторы 110—150 кВ должно иметь температуру 10° С. Перед заливкой масло вакуумируют с помощью промежуточного бака, в который чистое сухое масло поступает из цистерны самотеком. Вакуум-насос соединяют с баком трансформатора двумя шлангами: один соединяет вакуум-насос непосредственно с баком, а другой — через промежуточную емкость. Вакуумированное масло качается из промежуточного бака центрифугой или фильтр-прессом в нижнюю часть бака трансформатора.
Предварительное вакуумирование баков трансформаторов 110— 150 кВ должно длиться не менее 2 ч, заливка масла под вакуумом при остаточном давлении 350 мм рт. ст. — не менее Q ч и последующая выдержка при этом вакууме — 2 ч. После выдержки открывают верхнюю пробку и удаляют остатки воздуха из радиаторов, изоляторов, термосифонного фильтра, из-под люков, крышки и т. п. Контрольную пробу залитого масла берут через 6 ч после заливки трансформатора под вакуумом. Пробивное напряжение пробы масла должно быть не менее 40 кВ.
При заполнении трансформаторов 110—150 кВ маслом без вакуума температура масла и активной части должна быть не ниже 10° С. В этом случае, заполнив трансформатор маслом, прогревают активную часть до 60—80° С, после чего маслу дают отстояться не менее 12 ч.
Трансформаторы 220 кВ, как уже указывалось, заливают только под вакуумом при остаточном давлении 30 мм рт. ст. вакуумированным маслом, имеющим температуру не ниже 30° С. Продолжительность заливки не менее 8 ч, скорость подачи масла не более 6 т/ч. Однако баки трансформаторов 220 кВ не рассчитаны на такой вакуум и требуется дополнительное крепление временными балками жесткости. Поэтому трансформаторы 220 кВ часто заливают маслом под вакуумом при остаточном давлении 40 мм рт. ст. в течение 12 ч с дополнительным вакуумированием до и после заливки по 5 ч.
Трансформаторы 330—500 кВ заливают маслом под вакуумом при остаточном давлении 30 мм рт. ст. в течение 5—6 ч бак предварительно вакуумируют. Масло предварительно вакуумируется и нагревается до 50—60° С. Скорость подачи масла 4—6 т/ч. Вакуумную обработку залитого в трансформатор масла производят при остаточном давлении 30 мм рт. ст. в течение 10 ч. Контрольную пробу залитого под вакуумом масла берут через 6 ч после окончания заливки. Пробивное напряжение пробы масла должно быть не менее 50 кВ.
После окончания вакуумной обработки залитого в трансформатор масла снимают заглушки с отверстий, устанавливают расширитель и предохранительную трубу и доливают маслом (уже без вакуума) через расширитель до предельного уровня. Электрическая прочность заливаемого масла должна быть на 5 кВ выше ранее залитого в трансформатор масла, а температура его не должна отличаться от температуры масла в баке более чем на 5° С. Вакуумирование бака до заливки его маслом под вакуумом позволяет проверить герметичность всех уплотнений, качество которых в этом случае должно быть очень высоким.
Окраска наружной поверхности трансформатора
Наружную поверхность трансформатора (бака, крышки, радиаторов, расширителя, предохранительной трубы) окрашивают без предварительной шпаклевки эмалью ПФ-133 (бывшая ФСХ-25). Эта эмаль растворяется в масле, поэтому окраску производят после полной сборки трансформатора и заливки его маслом. Перед окраской очищают наружную поверхность трансформатора металлическими щетками, скребками, тряпками и закрывают вводы и приборы, обертывая их бумагой и закрепляя ее лентой или шпагатом. Эмаль в зависимости от ее густоты разбавляют бензином (примерно на 50%).
Окраску производят под давлением, используя пистолет или краскопульт. Струю направляют на вертикальные поверхности сверху вниз. Краска должна ложиться ровно, без подтеков и наплывов. Окончив окраску, все шланги и приборы тщательно очищают и промывают бензином. После естественной сушки до отсутствия отлипа снимают бумагу с вводов и приборов и протирают их тряпками, смоченными в денатурате или бензине. Окраску производят на воздухе или в вентилируемом помещении, обязательно в защитных очках, с покрытой головой, в комбинезоне и закрытой обуви.