В зависимости от условий и наличия оборудования производят погрузку и разгрузку трансформаторов либо при помощи кранов, либо бескрановым способом, при помощи домкратов и полиспастов. При производстве работ должны быть выполнены все требования по технике безопасности, а также проверены подъемные механизмы и приспособления.
При крановой погрузке или разгрузке вначале проверяют соответствие грузоподъемности крана массе разгружаемого трансформатора, изучают имеющиеся в комплекте технической документации трансформатора схемы строповки при подъеме. Строповку осуществляют только за подъемные устройства, имеющиеся на баке трансформатора. Подъемные приспособления в конструкциях трансформаторов малой мощности в виде крюков или рым-болтов располагаются в верхней части бака. Подъемные приспособления мощных трансформаторов располагаются в нижней части бака (рисунок 1). Строповку стропами соответствующей грузоподъемности осуществляют таким образом, чтобы были выдержаны предельные углы наклона стропов, указанные в сопроводительной документации. При невозможности соблюдения вышеуказанных углов применяют промежуточные траверсы. Трансформатор освобождают от транспортных креплений, затем, производят пробный подъем на 100—150 мм, проверяют равномерную натяжку стропов, центровку трансформатора на подъемном устройстве.
1 — траверса; 2 — подъемное устройство трансформатора
Рисунок 1 - Схема крановой разгрузки трансформатора с применением траверсы
После проведения строповки трансформатор поднимают краном и устанавливают либо на грузовую платформу транспортного средства, либо на предварительно подготовленную шпальную клеть. Высота шпальной клети должна быть достаточной для последующей установки катков. Подъем производят плавно, без рывков.
Бескрановую разгрузку и погрузку трансформаторов осуществляют стягиванием трансформатора на шпальную клеть или на грузовую платформу подготовленного для погрузки транспортного средства по специально установленным направляющим рельсам. Разгрузку трансформаторов с железнодорожных транспортеров производят только на горизонтальном участке железнодорожного пути.
На рисунке 2 показана схема разгрузки трансформатора с площадочного железнодорожного транспортера на шпальную клеть. Транспортер с трансформатором устанавливают на стояночные тормоза, а грузовую платформу транспортера подклинивают шпалами.
а — схема разгрузки; б — запасовка полиспаста; 1 — железнодорожный транспортер; 2 — трансформатор; 3 — промежуточная шпальная клеть; 4 — рельс; 5 — строп; 6 — полиспаст; 7 — трос; 8 — трактор; 9 — бульдозер или анкерное устройство; 10 — грузовая шпальная клеть
Рисунок 2 - Схема разгрузки трансформатора на шпальную клеть
На расстоянии примерно 2,5 м от железнодорожного пути выкладывают грузовую шпальную клеть высотой, равной или на 50—100 мм выше уровня погрузочной платформы транспортера. Для последующей установки катков или кареток грузовую шпальную клеть выполняют из двух частей, которые разбираются поочередно. Место под шпальную клеть должно быть ровным и хорошо уплотненным. При необходимости производятся планировка и утрамбовка площадки. Нижний ряд шпал укладывают сплошным настилом, а все остальные ряды — через одну шпалу. Шпалы должны быть из здоровой древесины. В случае необходимости в шпальной клети должны быть оставлены проемы для последующей установки катков. Между разгрузочной клетью и транспортером выкладывают такую же промежуточную клеть, которую после разгрузки разбирают. Размеры клети зависят от транспортных размеров трансформатора.
Трансформатор освобождают от транспортных креплений, поднимают при помощи гидравлических домкратов поочередно с двух сторон, убирают брусья, на которых трансформатор установлен на транспортере, а на площадку транспортера и шпальную клеть устанавливают направляющие рельсы. Рельсы располагают под днищем трансформатора так, как показано на чертеже погрузки трансформатора на железнодорожный транспортер. При отсутствии такого чертежа направляющие рельсы следует располагать рядом с балками жесткости дна трансформатора. Количество рельсов и их жесткость должны обеспечить сохранность трансформатора при разгрузке.
При транспортной массе трансформатора до 60 т устанавливают не менее двух рельсов, при транспортной массе до 120 т — не менее трех, от 120 до 220 т — не менее четырех, при транспортной массе свыше 220 т — не менее шести рельсов. Рельсы закрепляют к шпалам костылями. Домкраты устанавливают только под имеющиеся в конструкции бака опорные площадки.
Перемещение трансформатора с железнодорожного транспортера на грузовую шпальную клеть осуществляют по направляющим рельсам с помощью электролебедки либо других тяговых механизмов с применением полиспаста. В зависимости от требуемого тягового усилия перемещение трансформаторов осуществляют одним либо двумя (как показано на рисунке 1) полиспастами. Для уменьшения коэффициента трения рельсы смазываются солидолом.
В большинстве случаев для перемещения трансформаторов применяют полиспасты, состоящие из двух трехрольных блоков. Диаметр тросов выбирают по допустимому усилию с учетом шестикратного запаса прочности.
В качестве якоря используют имеющиеся на площадке строительные якоря, рассчитанные на требуемое усилие, либо бульдозеры. При использовании в качестве якоря бульдозера строп закрепляют за его задний крюк (форкоп) и прокладывают поверх ножа. Таким образом, натяжение троса создает дополнительное усилие на нож, используемый в качестве упора. Для предохранения стропа от перерезания проволок между верхней частью ножа и стропом делается прокладка, которая сглаживает острый угол. Стягивание, производят плавно, без рывков. Когда трансформатор установлен на шпальной клети, при помощи домкратов удаляют направляющие рельсы.
Погрузку трансформатора со шпальной клети на транспортер производят аналогично. При этом тяговые механизмы, полиспаст и якоря располагают со стороны транспортера. Таким же образом осуществляют и перегрузку трансформатора с железнодорожного транспортера на автотрайлер. В этом случае на место шпальной клети устанавливают трайлер таким образом, чтобы малые оси трансформатора и трайлера совпадали. Грузовую платформу трайлера подгоняют по высоте к отметке днища трансформатора в пределах своего возможного перемещения по вертикали. После этого под грузовой платформой трайлера выкладывают сплошным настилом шпалы под всю длину и ширину балок или ланжеронов. Грузовую платформу трайлера очищают и покрывают слоем сухого мелкого песка толщиной не менее 1 мм, поверх этого слоя укладывают брусья, на которых устанавливают трансформатор. Между железнодорожным транспортером и трайлером выкладывают дополнительную шпальную клеть. В остальном работы по перегрузке осуществляют аналогично описанному выше. Разгрузку трансформаторов с железнодорожное го транспортера сочлененного типа обычно производят на рельсовом пересечении у фундамента трансформатора.
Для производства погрузочно-разгрузочных работ транспортер оборудован двумя системами гидроподъемников с ручным приводом: система главных домкратов и система вспомогательных домкратов. Система главных домкратов состоит из четырех гидроподъемников и двух ручных гидравлических насосов и предназначена для подъема и опускания рабочих консолей транспортера с грузом. Домкраты и насосы установлены на соединительных балках. Система вспомогательных домкратов состоит из двух 25-тонных гидроподъемников, двух ручных гидравлических насосов и предназначена для подъема и опускания рабочих консолей без груза. Домкраты и насосы установлены на промежуточных балках.
Для разгрузки транспортер устанавливают так, чтобы после закрепления к днищу трансформатора каретки устанавливались на рельсы поперечного пути перекатывания. Транспортер затормаживают ручным тормозом и расцепляют соединительные рукава пневматической тормозной магистрали. Затем при помощи главных домкратов трансформатор поднимают на высоту, позволяющую закрепить каретки к днищу. Для обеспечения безопасности работ в процессе подъема необходимо непрерывно подтягивать предохранительную гайку домкрата.
После установки кареток опускают главные домкраты до тех пор, пока трансформатор не станет каретками на рельсы, а между верхними опорными плитами транспортера и баком трансформатора появится зазор в 15—20 мм. Затем при помощи вспомогательных домкратов, которые упираются в консоли, разгружают и вынимают соединительные валики. Для выемки валиков используют специальный винтовой домкрат, входящий в комплект приспособлений транспортера.