Ремонты трансформаторов (автотрансформаторов) могут быть текущие (профилактические), плановые периодические (ревизии) и капитальные. В настоящем пособии рассматривается лишь капитальный ремонт с заменой обмоток, а в отдельных случаях и с перешихтовкой магнитопровода.
Рис. 1. Эскиз вскрытия активной части трансформатора
Современные мощные трансформаторы представляют собой аппараты, имеющие большие массы, размеры и состоящие из ряда сложных узлов и устройств. Высокое качество ремонта таких трансформаторов в короткие сроки может быть обеспечено только при наличии высококвалифицированного персонала, хорошей подготовки и организации. Поэтому до начала капитального ремонта выполняют следующие организационно-технические мероприятия и подготовительные работы: выявление дефектов с заполнением ведомости осмотра и дефектировки; составление ведомости объема ремонтных работ; подготовку технической документации; разработку проекта организации работ (ПОР).
Предварительно объем работ устанавливают на основании аварийного акта, эксплуатационной документации и информации эксплуатационного персонала. Впоследствии объем работ уточняют при разборке и дефектировке трансформатора.
Для осуществления капитального ремонта прежде всего получают с завода, изготовившего трансформатор, всю техническую документацию (расчетную записку и чертежи) как на трансформатор в целом, так и на его отдельные части. Если по каким-либо причинам получить указанную документацию не представляется возможным, приходится предварительно вскрывать трансформатор и производить полную его дефектировку, выполняя с натуры все замеры и эскизы, а также производя отдельные испытания, в этом случае техническую документацию составляет ремонтная организация на основании данных дефектировки.
Затем выбирают ремонтное помещение (площадку). Помещение должно быть расположено как можно ближе к месту установки трансформатора; быть защищено от попадания пыли и атмосферных осадков; иметь грузоподъемное устройство, обеспечивающее возможность разборки и сборки трансформатора; иметь площадь, необходимую для размещения трансформатора и его частей после разборки, ремонтной оснастки, технологического оборудования и инвентаря.
Высота помещения должна быть такой, чтобы расстояние Г от крюка грузоподъемного устройства до основания трансформатора (при положении крюка в высшей точке) было не меньше суммы расстояний А+Б+В+Д (рис. 1). Расстояния А, Б и В указаны в каталогах или технической документации трансформатора, расстояние Д принимают равным 100—150 мм. После того как помещение для ремонта выбрано, приступают к разработке проекта организации работ.