При пусконаладочных работах приходится иметь дело с различными приводными механизмами переключающих устройств. Приводы типа МА (различной модификации) применяются для управления регулировочными устройствами типа РНТ, приводы типа ПДП-4у — быстродействующими устройствами типов РНОА и РНТА, приводы типа МЗ-2—устройствами типа PC болгарского производства, а приводы тина ЕМ1—устройствами типов SAV, SCV и SDV производства Германии.
Рассмотрение наладки приводов не входит в задачу автора, и поэтому остановимся только для примера на схеме привода типа ПДП-4у для управления РПН типа РНОА. Первоначальная схема управления этими приводами имела ряд недостатков. Так, при отказе одного из магнитных пускателей электродвигателя возможны были рассогласования в действии приводов при их параллельной работе (они могли вращаться в разные стороны), а по окончании переключения не исключалась возможность срабатывания пускателя и вращения привода отказавшей фазы в направлении, обратном заданному.
При «залипании» магнитных пускателей в одной из фаз двигатель этой фазы мог вращаться без останова, что вело к его перегреву и повреждению. Наблюдалось иногда рассогласование в работе приводов при управлении ими от блока автоматического управления (БАУ РПН) из-за недостаточной длительности импульса.
Рис. 1. Схема управления приводом типа ПДП-4у (а).
Измененная, устраняющая недостатки, схема управления приводом типа ПДП-4у на переменном токе приведена на рис. 1, а. Основным элементом схемы является контроллер (металлический цилиндр с вырезами) с контактной системой KKi—KKn.
Двигатели, приводящие во вращение контроллер, включаются в работу пускателем MfJi (в сторону 1-го положения) и МПп (в сторону п-го положения), прячем каждый пускатель задает вращение электродвигателю только в одном направлении. Одновременное включение пускателей МП1 и МПП невозможно и исключается электрической блокировкой. Пускатель МП1 при включении своими размыкающими контактами разрывает цепь пускателя МПП, и наоборот, при включении пускателя МПп разрывается цепь пускателя МП.
При каждом повороте контроллера на 360 или 180° (при наличии в схеме регулирования положения «мост») контакты контроллера возвращаются в исходное положение.
Рис. 2. Диаграмма работы контактов контроллера (б).
При вращении контроллера элементные контакты работают согласно заданной диаграмме (см рис. 2,6): контакты КК и ККп служат для доводки при переключениях соответственно в сторону 1-го или п-го положения. Контакт ККз включает сигнальную лампу ЛК, контакт ККб. включает пускатель МП, который самоудерживается своим замыкающим контактом и разрывает цепи пускателей МПi и МПп размыкающими контактами. Контакт ККч обеспечивает доводку до положения при обесточивании схемы.
Контакты KKs и ККб замыкаются соответственно на нечетных и четных положениях, а концевые выключатели КВ1 и КВп разрывают цепь управления приводом на крайних положениях: соответственно на 1-м и п-м.
Наладка схемы управления требует тщательной проверки, механической ревизии привода и проверки связи отдельных элементов схемы, а также включает проверку привода в различных «аварийных» режимах при отказе в работе одного из магнитных пускателей (МПi или МПп), при их залипании, надежности работы БАУРПН. Во всех режимах приводы всех трех фаз должны работать четко, синхронно, не иметь рассогласования в направлениях движения как при дистанционном, так и автоматическом управлении.
Пускатели МП1 и МПП должны быть заменены на тип ПМЕ-113, вместо пакетных выключателей типа ПВЗ-10 устанавливаются трехполюсные автоматы типа АП50-ЗМТ, в цепь управления вводится общий ключ ЗК типа ПМОФ-222222/П-Д-9, для переключения режимов управления приводом устанавливаются двухпозиционные переключатели ПВ типа В-2П, а увеличение управляющего импульса достигается установкой промежуточных реле типа РП-256 1РП и 2РП с выдержкой времени на размыкание контактов.
Кроме того, устанавливается на щите управления сигнализация о работе токовой блокировки при 100%-ной перегрузке по току переключающего устройства и отказе в работе схемы обогрева, а также выполняются температурная блокировка и сигнализация при помощи реле ДТКБ-48 (для переключающих устройств погружного типа) и термосигнализаторов ТС-100 (для устройств подвесного типа).