РПН

Каждый РПН должен подвергаться изготовителем приёмо-сдаточным испытаниям.
Программа приёмо-сдаточных испытаний устройств РПН должна содержать:
визуальный контроль и проверку на соответствие чертежам (наличие и качество стопорения крепёжных соединений, отсутствие повреждений деталей и сборочных единиц);
измерение контактного нажатия;
измерение сопротивления токоведущего контура не менее чем при двух рабочих положениях (в случае наличия предызбирателя — при его различных положениях);
измерение крутящего момента (при наличии ручного управления с помощью рукоятки);
проверку последовательности действия контактов;
измерение времени переключения контактора;
испытание электрической прочности изоляции (допускается проверка изоляционных расстояний с учётом выборочных испытаний — только для приёмо-сдаточных испытаний);
прогонку механизмов на собранном РПН (10 циклов переключений без электрической нагрузки);
испытание на герметичность (маслоплотность);
измерение сопротивления токоограничивающего резистора;
испытание предохранительных элементов и блокировок;
проверку правильности функционирования привода при ручном, местном, дистанционном и автоматическом управлении;
испытание электрической прочности изоляции привода (допускается проводить на отдельно установленном приводе).
По прибытии на место назначения трансформаторов с РПН активными токоограничивающими резисторами определяют отсутствие повреждений. Проверяют следы утечки масла на корпусе контактора и состояние заводской пломбировки. Особое внимание следует обратить на состояние уплотнения переходного фланца, которым устройство крепится к баку, так как появление неплотности в этом месте может вызвать увлажнение изоляции трансформатора.
Для оценки состояния изоляции после доставки проверяют уровень влагосодержания и пробивное напряжение масла в корпусе контактора. Уровень масла должен просматриваться в маслоуказательном стекле. Если масло в нем не просматривается, необходимо снять крышку корпуса контактора и проверить действительный его уровень. Отбор пробы масла для анализа осуществляют через сливной патрубок. Пробивное напряжение масла должно быть не менее указанного в паспорте завода-изготовителя. При меньшем значении пробивного напряжения масло необходимо заменить.
Влагосодержание масла должно быть не более 25 г/т. При большем значении влагосодержания необходимо сменить масло и провести подсушку изоляции, а при обнаружении внутри сконденсированной влаги контактор необходимо высушить.
При длительном хранении трансформатора полость контактора соединяют с расширителем и заполняют сухим трансформаторным маслом до уровня масло- указателя расширителя. Расширитель контактора соединяют с окружающей средой через воздухоосушитель с сухим силикагелем. В период консервации силового трансформатора контролируют уровень масла в расширителе РПН и пробивное напряжение диэлектрической жидкости в контакторе.
Демонтированные узлы и детали РПН, транспортируемые отдельно, должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при положительной температуре и влажности не более 80%. В процессе монтажа трансформаторов производится расконсервация и подготовка устройств РПН к работе.
На баке трансформатора закрепляют привод и угловой редуктор, устанавливают привод в положение, на котором находится механизм устройства, устанавливают и сочленяют горизонтальный и вертикальный валы. Перед сочленением необходимо проверить наличие смазки в редукторах, во фланцевых и телескопических соединениях валов. При сочленении допускается разворачивать поворотный редуктор путём ослабления затяжки крепящих его полуколец. После этого удаляют расположенный в корпусе палец стопора механизма устройства.
Положение механизма устройства определяют по указателю положения. Если производились работы по расчленению механизмов контактора и избирателя, необходимо проверить соответствие положений указателя, контактов контактора и избирателя. В процессе вакуумирования трансформатора полость контактора, а также полость между диафрагмой и транспортной крышкой должны быть соединены с баком трансформатора специальной дополнительной «вакуум-трубой» во избежание повреждений диафрагмы и нарушения уплотнений контактора от разности давлений. После вакуумирования и заливки трансформатора маслом удаляют транспортные заглушки предохранительной мембраны указателя положений и указателя наличия масла и вместо них устанавливают защитные рабочие крышки.
Контактор соединён с расширителем маслопровода, в котором установлено защитное реле типа РГЧЗ-66. Нижний элемент реле включён в цепи отключения. Заполнение контактора маслом производят через расширитель контактора. После заполнения уровень масла в контакторе и расширителе должен быть в пределах маслоуказателей. Под крышкой контактора образуется «подушка» сжатого воздуха, которая служит для компенсации давления в корпусе при разрыве контактором электрической дуги.

После монтажа и заполнения маслом полости контактора проверяют состояние и работу устройства РПН и выполняют следующие операции:
проверяют коэффициент трансформации и активное сопротивление регулируемых обмоток на всех положениях устройства;
вручную (с помощью рукоятки привода) проверяют работу устройства на всём диапазоне регулирования в режиме переключения РПН (в цикле переключения ПУ указатели положения привода должны показывать одинаковые значения).
В случае перехода ПУ за крайнее положение ответвления, переключение должно стопориться механическим упором на приводе.
Во время срабатывания механизма контактора должен быть слышен чёткий металлический звук переключения. Во избежание выхода механизма контактора из «замка» не следует производить его переключение без наличия масла в корпусе контактора.
Снятием круговой диаграммы определяют угол поворота выходного вала привода, при котором срабатывает контактор. Эта проверка определяет правильность сочленения устройства с приводом. В момент срабатывания контактора (определяемый по звуку) фиксируют угол поворота выходного вала по лимбу на приводе. Такую проверку производят для нескольких положений в цикле переключения в одну и другую сторону переключающего устройства. Полученные значения должны соответствовать нормированным для данного устройства значениям. В случае несоответствия круговой диаграммы нормируемым значениям регулируют сочленение нониусными муфтами. Далее измеряют наибольший крутящий момент на валу привода при переключении РПН. Для этого динамометром измеряют усилие на ручке привода в момент, когда полностью взведены пружины контактора (перед срабатыванием механизма контактора). Значение крутящего момента во время вращения рукоятки по часовой стрелке и обратно не должно быть больше нормированных для данного РПН значений. Превышение нормированных значений крутящего момента свидетельствует о нарушениях в кинематической схеме устройства РПН: перекосе, поломках, заедании и др. Для быстродействующих РПН дополнительно осциллографируют работу контактной системы дугогасительных и главных контактов.