ГЛАВА ТРЕТЬЯ ИСПЫТАНИЕ ИЗОЛЯЦИИ
3-1. ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ ИЗОЛЯЦИИ
Испытание изоляции трансформатора является одним из наиболее существенных и заключаются в проверке прочности витковой и главной изоляций. Для обеспечения надежной и долголетней эксплуатации трансформатора необходимо провести следующие испытания изоляции:
а) электрической прочности масла;
б) состояния изоляции трансформатора (достаточная ее сухость и отсутствие загрязнения);
в) электрической прочности главной изоляции;
г) электрической прочности витковой и слоевой изоляций.
Помимо перечисленных испытаний, отдельные трансформаторы подвергаются импульсным испытаниям, объем и методы которых будут описаны в книге Г. В. Алексенко, А. К. Ашрятова и Е. С. Фрида «Испытание мощных и высоковольтных трансформаторов».
3-2. ИСПЫТАНИЕ ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА
Трансформаторное масло является одним из важных элементов изоляции масляных трансформаторов. От качества масла в большой степени зависят надежность и длительность работы трансформатора. По сравнению характеристик масла, определенных при выпуске трансформатора с завода, перед включением его и в процессе эксплуатации, можно в значительной степени судить о состоянии трансформатора.
Так, снижение температуры вспышки и увеличение кислотного числа трансформаторного масла указывают на разложение масла в результате чрезмерного местного нагрева трансформатора. Снижение электрической прочности и повышение тангенса угла диэлектрических потерь (tg ft) масла указывают на увлажнение трансформатора.
При испытании трансформаторного масла следует руководствоваться ГОСТ 982-56 и ГОСТ 6581-53.
Качество масла должно обязательно проверяться до испытания главной и витковой изоляций трансформатора во избежание повреждения его при испытании из-за загрязнения или увлажнения масла.
Рис. 3-3. Маслопробойный аппарат.1— вольтметр; 2 — дверные контакты; 3— отверстие, через которое сосуд с разрядником устанавливается в аппарат; 4 — сигнальные лампы; 5 —рукоятка регулировочного трансформатора; 6 — автоматический выключатель; 7 — отверстие для вывода кабеля при испытании твердых диэлектриков.
Рис. 3-4. Схема маслопробойного аппарата.
1 — предохранители, 2 и 3 — дверные контакты, 4 и 5 — первичная обмотка регулировочного трансформатора. 6. 7, 8 и 9 — зажимы для последовательного и параллельного соединения двух частей первичной обмотки; 10 — вторичная обмотка регулировочного трансформатора; 11 — первичная обмотка испытательного трансформатора; 12 — сигнальная обмотка регулировочного трансформатора; 13 и 14 — сигнальные лампы; 16 — автоматический выключатель, действующий при пробое масла в разряднике; 18, 16 — вольтметр; 17 — заземление средней точки обмотки; 20, 19 — зажим для испытания твердых диэлектриков; 20— вторичная обмотка испытательного трансформатора; 21 — сопротивление.
Получение заниженных результатов определения прочности масла может привести к необоснованной смене масла и к неправильному суждению о состоянии трансформатора в результате сравнения данных, полученных перед включением его в эксплуатацию, с заводскими данными.
Пробу масла берут из нижнего спускного крана или из отверстия специальной пробки, расположенной в нижней части бака.