Для достижения климатической нейтральности к 2050 году Европейскому союзу потребуется принять множество дополнительных проектов. В ЕС по-прежнему ведутся споры о том, какой вариант оптимален для достижения этих целей: общеконтинентальные или ориентированные на конкретный регион.
1. Мелкомасштабные проекты потребуются для удовлетворения потребностей отдельных регионов.
Крупномасштабные проекты, охватывающие весь континент, являются очевидным решением для достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Действительно, исследования Института перспективных исследований в области устойчивого развития показывают, что стоимость такой системы обойдется дешевле и повысит перспективу создания единой сети возобновляемых источников энергии в Европе.
Однако при таком подходе возникает ряд проблем, начиная от реализации политики в странах с совершенно разными климатическими целями и энергетической инфраструктурой, и заканчивая тем фактом, что единую комплексную сеть сложно модернизировать в условиях постоянно меняющегося климата. Более децентрализованный подход позволит различным регионам и странам устанавливать свои собственные цели с учетом ряда обязательств в отношении возобновляемых источников энергии, а также разнообразия географии.
По данным ЕС, Швеция имела самую большую долю общего объема поставок энергии из возобновляемых источников в 2018 году - 54,6%. Это значительно больше, чем в Нидерландах, где было использовано только 7,4% возобновляемой энергии от общего объема произведенной энергии. Существует значительный дисбаланс в использовании ископаемого топлива: годовая добыча угля в Польше составляет 1,87 эксаджоулей, что почти равно суммарной добыче угля в Германии и Турции.
Тот факт, что разные страны находятся на разных стадиях развития возобновляемых источников, означает, что попытки реализовать единую политику, вероятно, будут неэффективны. В отчете Совета министров Северных стран за 2017 год, в котором представлены восемь стран, включая Данию, Финляндию и Норвегию, отмечаются проблемы, стоящих перед сектором. В докладе обращается внимание на тот факт, что в период с 2000 по 2005 год ВВП увеличился на 28%, а выбросы парниковых газов упали на 18%, поскольку регион «стремился отделить экономический рост от производства ископаемого топлива».
С другой стороны, новая инфраструктура возобновляемых источников энергии в южной Европе означает, что многие проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы в возобновляемые источники энергии, демонстрируют финансовую жизнеспособность таких проектов. В отчете New Climate Institute за 2019 год отмечается, что отсутствие прецедентов в области возобновляемых источников энергии в регионе способствовало «возникновению замкнутого круга нежелания инвестировать из-за высокой начальной капиталоемкости по сравнению с традиционными методами, что зависит от политических условий и нормативных требований». Очевидно, что проблемы, с которыми сталкиваются страны Северной Европы и южной Европы различны, и индивидуальные решения будут более эффективны.
В Европе уже существуют примеры децентрализованных подходов, которые дают положительные результаты. В отчете Совета министров северных стран подчеркивается, как каждая из этих стран инвестирует в разные формы возобновляемой энергии для повышения общей энергоэффективности региона.
Ряд успешных небольших проектов по возобновляемым источникам энергии (от датского фермерского острова Самсё, где 4000 жителей 70% потребностей в энергии удовлетворяется за счет возобновляемых источников энергии, до гибридной электростанции Nukissiorfiit, работающей на солнечной энергии и ветре в Гренландии) свидетельствуют, что реализация маломасштабных проектов проходит эффективно.
2. Эффективность является обязательным условием. Проекты континентального масштаба имеют ключевое значение.
Основополагающий принцип Европейского Союза, несомненно, будет способствовать сотрудничеству, сплоченности и единству. Рассматривая планы по достижению климатической нейтральности к 2050 году, «ЕС должен искать более крупные проекты в области возобновляемых источников энергии континентального масштаба, чтобы стимулировать этот толчок».
Одно из критических замечаний в адрес ЕС - бюрократия, замедляющая процесс принятия решений. Сегодня нет времени на то, чтобы медлить с решением проблемы изменения климата, и возможно ЕС сможет реализовать несколько крупных проектов в более короткие сроки, чем запланировано.
В исследовании 2017 года намечены основные принципы оптимизации процесса распределения крупных проектов, что снизит общие системные затраты на возобновляемую электроэнергию и общие затраты на резервирование в Европе. При рассмотрении наземных ветроэнергетических проектов в странах, граничащих с Северным морем, оптимальное распределение может снизить средние затраты на электроэнергию на 11-18%.
Возобновляемые электроэнергетические системы в крупных географических масштабах более доступны и предоставят поставщикам более гибкие возможности для поставок, чем небольшие системы.
Меньшее количество крупных проектов также позволит сконцентрировать производство энергии в наиболее подходящих местах и будет способствовать эффективному использованию ресурсов на европейском континенте. В состав ЕС входит 27стран и в каждой стране климатические условия отличаются, поэтому некоторые регионы уникально подходят для определенных видов возобновляемой энергетики.
Возьмем, к примеру, Данию: в 2019 году ветроэнергетика вырабатывала 46,9% от всей потребности Дании в электроэнергии, а в этом году парламент Дании одобрил строительство двух «энергетических островов» для выработки электроэнергии за счет энергии ветра. В первоначальных предложениях по такому проекту утверждалось, что расширение ветроэнергетики в Дании может увеличить ветроэнергетические мощности Европы до 54%. Страна ставит перед собой цель к 2030 году сделать свой электроэнергетический сектор свободным от ископаемых видов топлива. К 2050 году ветроэнергетическая инфраструктура Дании может охватить значительную часть территории ЕС.
Потенциал Северного моря в производстве электроэнергии огромен. В отчете Navigant за 2017 год указано, что «морские возобновляемые ресурсы Северного моря могут покрыть 15% регионального спроса к 2030 году», при этом крупномасштабные соединительные сети улучшат рыночные связи стран, граничащих с Северным морем, а также принесут «существенные» социальные выгоды.
Такая крупномасштабная электросеть достаточно сложна. В отчете Navigant говорится: «Межсетевые соединения требуют внедрения передовых технологий, таких как многотерминальные платформы постоянного тока (МТТ) в суровых морских условиях, а также передовых стратегий управления и защиты ...».
Достижение углеродной нейтральности - непростая задача. Однако строгое соблюдение плана может обеспечить значительную экономическую выгоду и возможность установления соединений по всему ЕС.