Создание основ для реализации «Зеленого курса» ЕС.

генерация энергетика

По словам Wood Mackenzie: «Решение вопросов по восстановлению экономики ЕС после пандемии были отложены вследствие сопротивления двух стран-членов, а также торговым переговорам после Brexit.
Что касается первого вопроса, то это противостояние было окончательно разрешено 10 декабря. Средства на восстановление получат все 27 государств-членов с 1 января 2021 года».

В настоящее время торговые отношения Великобритании со странами ЕС остаются неопределенными, но ее правительство активно участвует в определении национальных климатических целей. С учетом пересмотра целей по сокращению выбросов на 68% к 2030 году, энергетический рынок Великобритании требует преобразований.

Пока Великобритания выстраивает свой собственный курс за пределами ЕС, остальные 27 стран-членов ЕС следуют определенному плану. После завершения переговоров по бюджету, Европейский совет утвердил обязательную региональную цель по сокращению выбросов на 55% к 2030 году. Этот важный шаг подчеркивает приоритет «Зеленого курса» и обязательства по нулевому уровню выбросов к 2050 году.

Рекордный год для аукционов в сфере возобновляемой энергии.

2021 год в Европе станет рекордным по проведению аукционов в области возобновляемой энергии.

«45 ГВт мощности представлены на аукционных торгах ЕС, что значительно превышает целевые показатели за последние годы. Общая мощность состоит из 17 ГВт ветряной энергии и 6 ГВт солнечной фотоэлектрической энергии, а остальные аукционы являются «либо технологически нейтральными, либо включают несколько источников». По результатам предыдущих аукционов нет никакой гарантии, что запланированные объемы будут достигнуты. За последние три года европейские аукционы в 70% случаев завершались оформлением сделок. Если такой же уровень останется в 2021 году, то это составит около 30 ГВт мощности.

«Очевидно, что в 2021 году ветряные и солнечные фотоэлектрические станции составят основную часть закупленной мощности. Несмотря на то, что эти технологии  обеспечивают наибольшую часть дешевой  низкоуглеродной энергии, их непредсказуемость создает проблему гибкости энергосистем. Это уже проявляется на нескольких рынках отрицательными дневными и внутридневными ценами на электроэнергию, которые отмечаются в периоды низкого спроса  и неуправляемости возобновляемой генерации. Помимо снижения спроса, вызванного пандемией коронавируса, частота отрицательных цен будет возрастать.

«В связи с этим возникает вопрос: осведомлены ли политики о предстоящей задаче по обеспечению гибкости сетей? В то время как отрицательные цены требуют больше внимания в предстоящем году, ценовые сигналы вряд ли будут способствовать привлечению новых инвестиций в возобновляемую энергетику».

Возвращение спроса на электроэнергию.

Мягкая зима и меры по блокировке в Европе (в связи с пандемией) способствовали снижению спроса на энергоресурсы в 2020 году. Ограничение производства и последовавшая после этого экономическая рецессия привели к сокращению спроса на электроэнергию на 10–20% на основных рынках ЕС.

 Потеря системной нагрузки повлияла на стоимость предложения. Возобновляемые источники энергии становились все более конкурентоспособными, а уголь и газ - невыгодными. Положение угольной отрасли усугублялось дешевым газом, в результате чего даже самые эффективные угольные электростанции становились убыточными.

Баланс предложения начинает сужаться.

По мере восстановления спроса на электроэнергию операторы сетей все чаще будут сталкиваться с необходимостью обеспечения достаточного количества диспетчерских мощностей в периоды отключений и низкой генерации возобновляемых источников, особенно в холодное время. Проблема баланса предложений вышла на первый план в четвертом квартале 2020 года и продолжит усугубляться в 2021 году.

Проблемы с поставками уже появились этой зимой в Великобритании, когда компания National Grid заявила о маржинальности, по причине недостаточной балансировки системы. Во Франции в зимние месяцы также отмечается более слабый баланс предложений.

Рынки электроэнергии становятся более интегрированными.

«Без значительных добавлений гибких ресурсов давление поставок в 2021 году будет определяться доступностью существующих генераторов и масштабом закрытия тепловых станций. Способность энергосистемы ЕС справиться с проблемами зимой станет определяющим показателем гибкости энергоснабжения. Это приоритетное направление политики в вопросах безопасности и надежности», - добавил Маккарти.

Для балансирования рынков необходимо будет добиться гармонизации, поэтому в 2021 году будет продолжено строительство связей высокого напряжения постоянного тока.

В отличие от остальных энергоресурсов, только 3% мировой электроэнергии продается между странами, и большая часть сделок приходится на Европу. Физические межсетевые соединения и рыночная интеграция выросли после либерализации рынка.