100-тонный контейнер для перевозки отработанного топлива

В Китае изготовлен первый 100-тонный контейнер для перевозки отработанного топлива местного производства. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) заявила, что серийное производство контейнеров Longzhou-CNSC, каждый из которых вмещает 21 отработанную тепловыделяющую сборку, укрепит ее возможности по транспортировке отработанного топлива.

Контейнер Longzhou-CNSC прошел испытания на безопасность в соответствии с правилами и стандартами, например, повреждения в результате падения и пожароустойчивость.

В 2017 году Национальное управление ядерной безопасности Китая одобрило заявку Сианьской компании ядерного оборудования на получение лицензии на производство контейнеров для транспортировки отработанного топлива. В то время компания уже производила контейнеры CNFC-3G для транспортировки свежего топлива.

Прототип контейнера Longzhou-CNSC успешно прошел приемочные испытания, и его готовность к серийному производству была заявлена 20 декабря 2017 года. Первый контейнер сошел с конвейера 30 июня.

Централизованное хранилище отработанного топлива построено на ядерном топливном комплексе Ланьчжоу, в 25 км к северо-востоку от Ланьчжоу в центральной провинции Ганьсу. На начальной стадии проекта хранилище рассчитано на 550 тонн. Однако в настоящее время большая часть отработанного топлива хранится на реакторных площадках, в прудах. Единственное действующее сухое хранилище находится в Циньшане.

Дочерняя компания CNNC, CNNC Everclean, отвечает за транспортировку отработавшего топлива с площадок АЭС в Ядерный топливный комплекс Ланьчжоу и за его последующее хранение там. Часть отработанного топлива - более 100 тепловыделяющих сборок в год - транспортируется на 3700 км по автодороге из Дая Бэй в провинцию Ганьсу для дальнейшего хранения. По данным Государственного управления науки, технологий и национальной оборонной промышленности, это количество необходимо увеличить до 600 сборок в год.

В июне 2018 года CNNC Everclean заключила контракт с Holtec International на поставку контейнеров HI-STAR емкостью 100 МБ к 2020 году. В 2016 году компания купила четыре контейнера NAC-STC для топлива с высоким выгоранием, а в январе 2018 года испанская ENSA поставила еще один контейнер.

В декабре 2020 года CNNC объявила, что изготовила первый железнодорожный прицеп для перевозки отработанного топлива. Прицеп D15B будет использоваться для перевозки 100-тонных контейнеров. В январе CNNC объявила о доставке первого судна для перевозки отработанного ядерного топлива. Судно Xin An Ji Xiang собственного производства соответствует стандартам INF-3 (облученное ядерное топливо класса 3), установленным Международной морской организацией. Судно имеет двойной корпус с несколькими водонепроницаемыми поперечными перегородками и усиленными конструкциями для защиты от боковых ударов. Оно оснащено двумя главными двигателями, двумя гребными винтами, двумя двигателями рулевого управления и имеет две независимые кабины.