Индия переходит от угля к гидроэнергетике, расширяя свои возможности по использованию возобновляемых источников энергии. Однако эти шаги сопровождаются экологическими проблемами и политическим давлением, поэтому возникает вопрос: сможет ли Индия сбалансировать эти противоречивые проблемы?
На сегодняшний день Индия является одной из самых быстрорастущих и энергоемких экономик в мире. Данные Международной энергетической ассоциации (МЭА) подчеркивают беспрецедентный рост индийской энергетики за последние три десятилетия: с 1990 года внутреннее производство энергии в Индии увеличилось на 104%, выбросы углекислого газа увеличились на 335%, а общее потребление электроэнергии выросло на 459%.
Такому резкому росту способствовала угольная энергетика, которая остается крупнейшей частью энергобаланса страны с 1990 года. Общий объем энергии, вырабатываемой угольными предприятиями, увеличился за последние тридцать лет с 100000 килотонн нефтяного эквивалента в 1990 году до более 400000 в 2018 году.
В последние годы Индия стремится диверсифицировать энергетический баланс, при этом «предпочтительным возобновляемым источником энергии» становится гидроэнергетика. Это неудивительно, учитывая, что на Индию приходится пятая часть глобальной гидроэнергетической мощности.
Развитие таких объектов, как комплекс Tehri мощностью 2,4 ГВт, привело к росту доли гидроэнергетики в энергобалансе страны за последнее десятилетие. В 2008 году на долю индийской гидроэнергетики приходилось 10 211 килотонн нефтяного эквивалента, а через 10 лет этот показатель вырос до 12 995 килотонн.
Однако постепенный переход от угля к гидроэнергетике не обходится без проблем. Помимо обычных экологических рисков, связанных с крупномасштабным производством гидроэлектроэнергии, участилось количество наводнений в уязвимых районах; появились геополитические проблемы, так как «соседние страны соперничают с Индией за контроль над водными путями около своих границ». В связи с тем, что гидроэнергетика должна стать краеугольным камнем усилий Индии по расширению использования возобновляемых источников энергии, остаются вопросы о том, каким образом она сможет преодолеть эти проблемы.
Рост гидроэнергетики.
Индия лидирует в развитии гидроэнергетики за последнее десятилетие; МЭА прогнозирует, что в период с 2021 по 2025 год на Азию будет приходиться 43% новых гидроэнергетических объектов во всем мире, причем ключевой вклад внесут Индия и Пакистан. Однако Индия - это страна, в которой гидроэнергетика уже является основой энергобаланса.
«Индия обогнала Японию и стала пятым в мире производителем по установленной мощности - 50 ГВт», - отмечает Алекс Кэмпбелл, руководитель отдела исследований и политики Международной ассоциации гидроэнергетики (IHA), некоммерческой организации, цель которой - содействие развитию устойчивой гидроэнергетики.
Гидроэнергетика обеспечивает необходимую гибкость и услуги по хранению переменных возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветряная энергия. Это было продемонстрировано в апреле 2020 года, когда операторы гидроэнергетики восстановили подачу электроэнергии десяткам миллионов домохозяйств. Этот пример демонстрирует потенциал гидроэнергетики как гибкого и надежного источника энергии в исключительных обстоятельствах, учитывая цели Индии в области климата и энергетики.
В прошлом году премьер-министр Нарендра Моди заявил, что «потребление энергии в Индии в долгосрочной перспективе может удвоиться», и изложил планы по увеличению возобновляемых источников энергии, поставив цель к 2030 году увеличить производство возобновляемой энергии до 450 ГВт.
Для реализации таких планов потребуются надежные, продуктивные формы производства энергии, которые уже хорошо себя зарекомендовали, такие как гидроэнергетика, чтобы сбалансировать прибыльные инвестиции в такие проекты, как ветряная и солнечная энергетика.
«Если убрать гидроэнергетику из современных энергосетей, то это приведет к увеличению затрат как на окружающую среду, так и на энергетическую безопасность», - говорит Кэмпбелл, подчеркивая, важность гидроэнергетики для индийского и для мирового энергобаланса.
«Анализ, проведенный IHA, показывает, что если гидроэнергетика будет заменена сжиганием угля для выработки электроэнергии, во всем мире будет ежегодно выбрасываться дополнительно четыре миллиарда метрических тонн парниковых газов, а выбросы от ископаемого топлива и промышленности будут на 10% выше».
Проблемы в прошлом.
При переходе от одного вида энергии к другому часто возникают проблемы, и гидроэнергетика в Индии не стала исключением. Быстрое и широкомасштабное строительство гидроэнергетических объектов может нарушить экологическое равновесие, поскольку искусственные водоемы теоретически создают риск подтопления в Индии, где большая часть гидроэнергетических разработок страны сосредоточена в гималайских штатах на севере страны. В 2003 году правительство объявило об амбициозных планах на строительство 162 новых плотин для гидроэлектростанций к 2025 году; 113 из них производственной мощностью 40 000 МВт планируется построить в пяти гималайских штатах. В частности, в штате Уттаракханд планируется построить 33 объекта.
Это может привести к нарушению географического баланса, поскольку складывается ситуация, когда небольшая часть земельных и водных ресурсов удовлетворяют потребности страны в электроэнергии, в результате чего многие водные пути в северной Индии будут перегружены плотинами.
Как сказал биолог Пракаш Наутиял в 2014 году: «Вы знаете, традиции вождения автомобилей в Дели и Мумбаи? «Бампер к бамперу». Так же будут расположены и дамбы в Гималаях – «бампер к бамперу».
Между тем IHA твердо придерживается мнения, что экологические и социальные проблемы должны учитываться на всех этапах планирования и строительства гидроэлектростанций.
«Гидроэнергетические проекты должны разрабатываться ответственно, с минимальным воздействием на окружающую среду, и оцениваться на этапах планирования и эксплуатации в соответствии с международной практикой», - говорит Кэмпбелл .
«Руководящие принципы надлежащей международной отраслевой практики в области гидроэнергетики, разработанные многосторонним советом и опубликованные IHA, определяют, как разработчики проектов должны преодолевать потенциальные социальные и экологические воздействия», - продолжает Кэмпбелл. «Мнение местного сообщества должно учитываться при планировании и строительстве гидроэнергетических объектов».
Тем не менее, «эти принципы не особенно соблюдаются». Так в 2013 году в Уттаракханде в результате наводнения погибло 5700 человек, была разрушена инфраструктура штата. Это спровоцировало таяние ледников и сильные ливни, но масштаб последствий был обусловлен большим количеством гидроэнергетических объектов в регионе.
Через несколько недель после наводнения Верховный суд Индии наложил запрет на строительство новых гидроэлектростанций в штате, чтобы ограничить дестабилизирующее воздействие крупномасштабных плотин.
Проблемы в будущем.
Вызывает тревогу, что последствия стихийного бедствия усиливаются гидроэнергетическими объектами, и это периодически повторяется. В феврале этого года в результате таяния снегов произошло еще одно наводнение в Уттаракханде, в результате которого 56 человек погибло и 150 человек пропало без вести. Однако, в отличие от инцидента 2014 года, пока неясно, будет ли «государство настаивать на сокращении производства гидроэлектроэнергии в регионе».
В марте 2019 года правительство предоставило статус «возобновляемой энергии» всем гидроэнергетическим проектам, то есть как маломасштабным, так и крупномасштабным гидроэнергетическими проектами, что упрощает строительство новых проектов.
Конечно, здесь действует тонкий баланс. Гидроэнергетические объекты усиливают воздействие климатических катастроф, одновременно снижая вероятность их возникновения, так как представляют собой одну из мер против глобального потепления.
Это равновесие хорошо известно МЭА, и главный исполнительный директор Эдди Рич заявил, что «к сожалению, изменение климата ведет к увеличению природных катаклизмов».
«В долгосрочной перспективе необходимо решить проблему изменения климата, ускорив энергетический переход, а также сделав проекты возобновляемой энергии и их инфраструктуру более устойчивыми к изменению климата», - продолжил Рич. «IHA признает важность климатической устойчивости и строительства гидроэнергетических проектов, и разработали международные руководящие принципы для этого сектора».
Существует и второй вызов - геополитическое давление. Хотя гидроэнергетические ресурсы Индии огромны, но эти водоемы часто пересекают международные границы, поэтому строительство гидроэнергетических объектов является не только экологической, но и политической проблемой.
Одним из примеров политизированного характера гидроэнергетики в регионе является гидроэлектростанция Пакул Дул мощностью 1 ГВт в Индии, строительство которой планируется завершить в 2023 году. Объект расположен на реке Марусудар, впадающей в реку Ченаб, которая течет из Индии в Пакистан.
Инвестирование проекта составило 1,18 млрд. долларов. В феврале этого года Индия увеличила расходы на проект на 61,25%, при этом наблюдатели предполагают, что этот шаг направлен на повышение энергетической безопасности Индии, но ограничивает возможности Пакистана на строительство аналогичных объектов на участках реки, расположенной на его стороне границы.
Конечно, эта оценка несколько «спекулятивна». Однако, пересечение границ водных путей в регионе означает, что развитие гидроэнергетики имеет политическое преимущество, которого нет у других возобновляемых источников энергии, таких как ветер или солнце.
Последняя проблема может быть более простой, поскольку Хенли указывает, что зависимость Индии от гидроэнергетики снизилась за последние несколько лет. Прежде чем Индия начнет искать пути обеспечения экологической безопасности или преодолевать политические «подводные камни», ей необходимо укрепить свой гидроэнергетический сектор.
«Общая доля гидроэнергетики в структуре производства электроэнергии в стране снизилась за последнее десятилетие с 13% до 10% от годовой выработки электроэнергии», - отмечает Кэмпбелл.
В ближайшие десятилетия Индия планирует модернизировать свой парк гидроэнергетики, и поддержать растущую долю переменных возобновляемых источников энергии в электросети страны.