Испытательные стержни из облученного свинца, содержащие передовую топливную технологию Westinghouse EnCore, были доставлены в Национальную лабораторию Ок-Ридж (ORNL) Министерства энергетики США (DOE). Именно там, в течение года стержни будут проходить испытания для получения лицензирования. Топливо разрабатывается в рамках программы Министерства энергетики США по созданию аварийно-устойчивого топлива. Эта программа направлена на коммерциализацию нового вида топлива в течение ближайших десяти лет.
Стержни были загружены в коммерческий ядерный реактор США весной 2019 года и извлечены после завершения рабочего цикла во время планового отключения осенью 2020 года. «В июне они были отправлены в ORNL компанией NAC International», - сообщило 4 августа Управление по ядерной энергии Министерства энергетики США.
ORNL проведет эксперименты с топливом после облучения, чтобы квалифицировать его в Комиссии по ядерному регулированию США. В процессе первоначальных визуальных наблюдений после извлечения топлива из реактора никакие признаки деградации не обнаружены.
Аварийно-устойчивое топливо - или ATF - не только повышает устойчивость топлива для легководных реакторов в тяжелых аварийных условиях, но также улучшает эксплуатационные и экономические характеристики реакторов.
Топливные стержни были оснащены последними технологическими решениями Westinghouse EnCore Fuel - оболочкой из циркониевого сплава с хромовым покрытием и урановыми топливными таблетками ADOPT с более высокой плотностью, которые улучшают экономику топливного цикла, обеспечивают более длительные рабочие циклы и повышают устойчивость к авариям. По заявлению компании, топливо ADOPT и хромовая оболочка также поддерживают более высокое выгорание и 24-месячный цикл работы на электростанциях с высокой удельной мощностью. Второе, более долгосрочное, фазовое решение с использованием таблеток из нитрида урана и усовершенствованной оболочки на основе карбида кремния также находится в стадии разработки.
Джефф Брэдфут, вице-президент Westinghouse по доставке топлива в Америку, сказал, что поставка свидетельствует о «существенном прогрессе» EnCore Fuel в направлении коммерциализации. «Изучение этих высокоэффективных характеристик является последним этапом в нашем стратегическом графике, позволяющем коммунальным предприятиям быстро получить преимущества безопасности и затрат, которые обеспечивает топливо EnCore», - сказал он.
По словам Фрэнка Голднера, инженера-ядерщика из Управления ядерной энергии Министерства энергетики США, Westinghouse делает «невероятные успехи» в разработке ATF. «Такие виды топлива в ближайшем будущем окажут влияние на всю отрасль и сделают ядерный флот США более экономичным в эксплуатации», - добавил он.
Три поставщика - Framatome, GE Hitachi с GNF и Westinghouse - работают над разработкой новых видов топлива в рамках программы ATF совместно с Министерством энергетики. Все они «находятся на пути к тому, чтобы их аварийно-устойчивые виды топлива были готовы к серийной загрузке в середине 2020-х годов и были коммерчески доступны с широким внедрением к 2030 году».