Содержание материала

 

 

6  ПОРЯДОК РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ НОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1  К обслуживающему персоналу АБ и ЩПТ относятся:

  • оперативный персонал;
  • аккумуляторщик;
  • персонал службы РЗА.

6.2  Все аккумуляторные батареи работают в режиме постоянного подзаряда. Подзарядное устройство питает нагрузку постоянного тока и одновременно подзаряжает батарею, компенсируя ее саморазряд.

6.2.1  Режим заряда аккумуляторных батарей СК

6.2.2  Заряд АБ производится после снятия емкости с батареи не позднее
чем через 8 ч после окончания разряда

6.2.3  В зависимости от условий эксплуатации батарей и допустимой продолжительности заряда он может производиться по одному из следующих способов:

  • при постоянной силе тока;
  • плавно убывающим током;
  • при постоянном напряжении;
  • модифицированный заряд при постоянном напряжении.

6.2.4  По мере заряда напряжение повышается и к концу заряда достигает
от 2,5 В до 2,8 В на элемент, плотность электролита повышается до 1,205 г/см3 (плюс
0,005 г/см3), при температуре 20 оС.
Заряд считается завершенным, когда напряжение и плотность электролита достигает максимума и в течение 1 ч остается неизменным на всех элементах, происходит обильное газовыделение сразу же при включении зарядного тока после часового перерыва.

6.2.5  Приточно-вытяжная вентиляция помещения АБ должна включаться перед началом заряда и отключаться после полного удаления газов, но не раньше
чем через 1,5 ч после окончания заряда.

6.2.6  Заряжать батарею допускается током не выше максимального значения, установленного для данной батареи в соответствии с таблицей 3.
В процессе заряда необходимо проверять температуру электролита в контрольных элементах. При достижении температуры электролита 35 оС зарядный
ток должен быть снижен. При температуре 40 оС заряд прерывается на время, достаточное для снижения температуры на 5 оС.
Примечание. Для батарей, эксплуатируемых в режиме постоянного
подзаряда, после аварийных разрядов допускается зарядный ток в конце заряда,
равный от 0,10 С10 до 0,12 С10 (С10 – емкость аккумулятора при десяти часовом режиме разряда) до напряжения от 2,60 В до 2,70 В на аккумулятор.

6.2.7  При температуре выше 35 оС заряд производится в одну ступень
током, не превышающим 0,05 С10. Аккумуляторы заряжаются до постоянства напряжения и плотности электролита в течение 2 ч.
По мере заряда напряжение растет и достигает величины от 2,50 В до
2,60 В.


6.2.8  При  производстве заряда АБ ее щит постоянного тока необходимо запитать от другого ЩПТ: на ОРУ-150, 330, 750 кВ через секционный.

6.2.9  Напряжение на секция ЩПТ ОРУ поддерживать равным 231 В.

6.3  Уравнительные заряды и контрольные разряды АБ

6.3.1  Аккумуляторные батареи на АЭС эксплуатируются без
тренировочных разрядов и уравнительных зарядов. Один раз в три месяца должен производиться дозаряд батареи напряжением 2,3 -2,4 В на элемент до достижения установившегося значения плотности электролита во всех элементах
1,20 –1,21 г/см3.
Продолжительность дозаряда зависит от состояния батареи и должна быть
не менее 6 ч.

6.3.2  Уравнительный заряд - перезаряд всей батареи или отдельных
элементов должен производиться по мере необходимости.
При разряде батареи токами аварийной нагрузки и при необходимости
устранения сульфатации в нормальном режиме батарея подвергается
уравнительному заряду.

6.3.3  Наиболее оптимальным является следующий метод уравнительного
заряда:

  • батарея разряжается любым режимом не менее чем на 50 % ее

емкости;

  • батарея заряжается нормальным режимом до установившегося

напряжения от 2,5 В до 2,7 В на элемент;

  • после одно - двухчасового покоя заряд продолжается током не более

40 % от максимального зарядного тока до наступления сильного газообразования во всех элементах;

  • покой и заряд продолжается до тех пор, пока батарее не будет

сообщена двукратная номинальная емкость.

6.3.4  Контрольные разряды АБ должны производиться один раз в один, два года для определения фактической емкости АБ.
Кроме периодических, контрольные разряды должны проводиться при появлении признаков  снижения емкости батарей и после ремонта со сменой электродов.

6.3.5  Значение тока контрольного разряда каждый раз должно быть одно
и тоже. Результаты измерений записываются в журнал АБ и сравниваются с результатами предыдущих разрядов. Разряд ведется током трех или десятичасового режима до напряжения 1,8 В хотя бы на одном элементе и плотности электролита не менее 1,145 г/см3.


6.3.6  В случае обнаружения при контрольном разряде снижения емкости батареи необходимо для ее восстановления провести два-три тренировочных заряда-разряда.

6.3.7  Переполюсованные элементы исправляются также с помощью тренировочных заряд-разрядов.

6.4  Аварийный разряд АБ

      • Для всех АБ АЭС длительность аварийного разряда берется равной от

30 мин до 60 мин в зависимости от фактической нагрузки на ЩПТ, расчетное напряжение в конце разряда 1,75 В на элемент.

6.4.2  Во время аварийных разрядов на АБ кроме постоянной или ступенчатой аварийной нагрузки накладываются кратковременные толчки тока
( групповое включение или отключение выключателей). По условиям снижения напряжения на шинах батареи эти толчки не должны превышать двух с половиной кратного тока одночасового разряда. Длительность толчка не должна превышать 5 с.

6.4.3  Нельзя при разряде снимать с батареи емкость больше
гарантированной для данного разрядного тока.

6.5  Режим заряда АБ типа Vb 2412, Vb 2312 VARTA

6.5.1  Заряд АБ производится не позднее, чем через 15 ч после заливки электролита.
В зависимости от условий эксплуатации АБ допустимая продолжительность заряда зависит от степени разряда батареи и ее состояния.
Наиболее предпочтительным является щадящий заряд с постоянным напряжением 2,23 В.
При определенных условиях могут потребоваться специальные методы заряда с повышенным зарядным напряжением. Такая необходимость возникает, например, в следующих случаях:

  • при необходимости достичь состояния полной заряженности в

ограниченное время до 12 ч;

  • после вывода заряженной батареи из эксплуатации на срок более двух

месяцев;

  • после простоя без заряда полностью или частично разряженной

батареи в течение более 48 ч;

  • после длительного недостаточного заряда, признаком которого

является слишком низкая плотность электролита во всех элементах;

  • после глубокого разряда, т.е. после падения напряжения аккумулятора

ниже минимального допустимого конечного напряжения разряда.


6.5.2 Выбранный режим устанавливается тумблером, а также потенциометрами "Стабилизация U" или "Стабилизация I" на блоке БР23 ВУ АБП. По мере заряда напряжение повышается и к концу заряда достигает 2,23 В на элемент, при этом может отклоняться не более чем на  плюс 0,1 В или  минус 0,05 В от расчетной величины
2,23 В. Плотность электролита повышается до 1,24 г/см3 (при температуре равной
20 оС). Окончание заряда устанавливается совокупностью трех признаков:

  • напряжение достигло 2,23 В на элемент и в течение 1 ч держится

неизменным;

  • плотность электролита достигла 1,24 г/см3 и в течение 1 ч держится

неизменной;

  • сильное газообразование, пузырьки газа крупные, выделяются с электродов

обеих поверхностей. Состав газа в процессе заряда изменяется: в начале заряда больше выделяется кислорода, а в конце заряда водорода выделяется в два раза больше, чем кислорода.

6.6  Напряжение на секциях ЩПТ ЦДП поддерживать равным 234,2 В.

6.7  Все устройства контроля изоляции, напряжения и мигающего света, защита от перенапряжений находятся в работе