Для мощных силовых масляных трансформаторов мощностью более 30 MB • А, устанавливаемых в гидроэлектростанциях, а также для электропечных трансформаторов применяется масловодяная система охлаждения Ц.
В зависимости от конструкции трансформатора и принятой схемы охлаждения обмоток, применяются два исполнения охлаждения:
• система охлаждения без направленного движения масла через обмотки;
• система охлаждения трансформатора с направленным движением масла через обмотки.
Охлаждение трансформатора происходит путем забора электронасосом из верхней части бака через патрубок горячего масла, которое затем нагнетается в маслоохладители. В маслоохладителях происходит теплообмен между маслом и водой. Охлажденное масло через фильтры для очистки масла от механических примесей поступает в нижнюю часть бака трансформатора.
Фильтры очистки масла от механических примесей могут, в случае засорения, отключаться от системы охлаждения для их очистки и промывки. При работе системы охлаждения адсорбционные фильтры производят непрерывную регенерацию масла путем отвода из масла влаги, кислот и перекисных соединений. Присоединение адсорбционных фильтров выполнено петлеобразными маслопроводами с запорной арматурой. Для перезарядки и включения в работу адсорбционные фильтры подключаются в верхних точках маслопровода.
Охлаждение трансформатора по схеме с направленным движением масла через обмотки происходит так же, как и по схеме без направленного движения масла, за исключением того, что часть охлажденного масла подается непосредственно в обмотки, остальная часть — идет в бак.
Охлаждающей средой в маслоохладителях является вода, которая в трубном пучке идет навстречу маслу в межтрубном пространстве. Для исключения превышения давления воды над маслом предусмотрено устройство разрыва струи воды в маслоохладителе, т. е. переливная труба находится на 1160 мм ниже минимального уровня масла в расширителе. На сливном трубопроводе воды каждого маслоохладителя установлено устройство для визуального контроля наличия масла в воде. Для исключения попадания воздуха в водяную полость маслоохладителя на выходном трубопроводе воды на расстоянии 0,5 метра от патрубка маслоохладителя предусмотрен вертикальный участок трубопровода высотой 0,5 м.
На магистральных маслопроводах в непосредственной близости от трансформатора, на маслопроводах соединения охладителей с напорным коллектором установлены технологические патрубки с запорной арматурой для возможности вакуумирования и заливки дегазированным маслом системы в целом. В системе охлаждения предусмотрен резервный маслоохладитель для возможности вывода в ремонт одного из маслоохладителей и в процессе эксплуатации. Резервный электронасос предусмотрен для включения взамен аварийно выведенного из работы.
При температуре масла в баке трансформатора ниже +15 °С циркуляцию масла в трансформаторе создает пусковой электронасос. При достижении температуры масла в баке выше +15 °С, автоматически включаются рабочие насосы, а пусковой отключается. После отключения пускового насоса его напорный трубопровод автоматически запирается обратным клапаном.
Охладители типа Ц являются наиболее эффективными охладителями в сериях МП и МО. В гладкотрубных охладителях МП и МО коэффициент теплоотдачи со стороны масла меньше, чем со стороны воды. Для интенсификации теплообмена поверхность охлаждения со стороны масла увеличивается за счет оребрения труб. Для повышения качества охлаждающей воды в охладителях типа Ц применяются латунные трубы с медным проволочным оребрением и с продольным их обтеканием маслом. Английская фирма АЭИ изготавливает охладители, которые, в зависимости от расхода масла и воды, обеспечивают теплоотвод в диапазоне 70...950 кВт при превышении температуры масла над температурой воды 22...27 °С. Немецкая фирма «Сименс» выпускает охладители, обеспечивающие теплосъем в диапазоне 50...350 кВт. Эти охладители имеют запас по тепловому потоку 25 %, на случай загрязнения.
Масляно-водяной охладитель серии Ц: 1 — патрубок входа воды; 2 — пробка спуска воды; 3 — водяная камера; 4 — патрубок выхода воды; 5 — трубная доска; 6 — трубки; 7 — диафрагма; 8 — кронштейн; 9 — корпус; 10 — патрубок входа масла; 11 — термометр; 12 — манометр; 13 — пробка выпуска воздуха; 14— патрубок входа масла.