Для трансформаторов мощностью 10000 кВ • А и более применяется охлаждение с принудительной циркуляцией масла и воздуха. По сравнению с системами М и Д, система ДЦ более эффективна. Охладители системы охлаждения ДЦ   состоят из двух вентиляторов и маслонасоса и навешиваются на бак трансформатора, но могут устанавливаться и на отдельном фундаменте.
Охладители системы охлаждения ДЦ нашли самое широкое применение в трансформаторостроении. Их конструкции отличаются друг от друга, в основном, типом теплообменной поверхности. Изготавливаются охладители преимущественно из труб круглого сечения диаметром 20...22 мм с различными видами оребрения:
• оребрение пластинчатое с шагом 2,5 мм;
• оребрение спирально-навивное, стальной или медной проволокой диаметром 0,5 мм;
• спирально-ленточное навивное оребрение, навивка лентой толщиной 0,4 мм и шириной 10 мм;
• спирально-цельнокатаное оребрение, получаемое методом накатки ребра из толстостенной алюминиевой трубы, высота ребра 10 мм.

 

Охладитель алюминиевый четырехходовой
Охладитель алюминиевый четырехходовой: 1 — кожух вентилятора; 2 — фланец подвода масла; 3 — радиатор охладителя; 4 — вентилятор; 5 — кронштейн для крепления охладителя.

Труба со спирально-проволочным оребрением
Рис. 2. Труба со спирально-проволочным оребрением.

На рис. 2 представлена труба со спирально-проволочным оребрением. Оребрение труб улучшает аэродинамические и тепловые характеристики охладителей. По сравнению со стальными трубами, применение алюминия уменьшает массу и габариты, а также затраты электроэнергии на охлаждение с 88 до 41 Вт/кВт. Недостаток оребренных труб — быстрое загрязнение воздушных промежутков пылью, пухом, насекомыми, что ведет к значительному ухудшению их тепловых характеристик.